Премьер-министр Армении Никол Пашинян на днях заявил, что стране стоит отказаться от многовековых комплексов в отношении России. Главный месседж этого заявления в том, что Армения с России может спрашивать также и столько же, сколько Россия с Армении в рамках стратегического союзничества. Многие эксперты с приходом к власти Никола Пашиняна стали отмечать, что Армения стала требовательнее к cвоему стратегическому союзнику и критичнее. И все это на фоне большего крена новой армянской власти в сторону Запада.
Обращают внимание аналитики и на то, что президент России Владимир Путин после «бархатной революции» в Армении так и не посетил с официальным визитом Ереван. Многие даже поговаривают, что Армения стала отдаляться от России. В Кремле это чувствуют и внимательно наблюдают за действиями новой армянской власти.
Как передает AZE.az, свою точку зрения на этот счет в интервью «Москва-Баку» высказала юрист-международник, доцент Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС) при президенте РФ Кира Сазонова.
– Премьер-министр Армении Никол Пашинян призывает Армению отказаться от многовековых комплексов в отношении России. Можно ли, на ваш взгляд, говорить о том, что сегодня с новой властью Армения отдаляется от РФ?
– Россия стала преемницей Советского Союза после его развала. В общем-то, те проблемы, которые сегодня существуют у суверенных государств постсоветского пространства, это уже исключительно их внутренние дела. При этом во многих странах постсоветского пространства, среди которых и Украина, и Армения, мы наблюдаем некие тенденции претензий к России, которые, по всей видимости, объясняются комплексом младшего брата в отношениях с Россией и по отношению к общему прошлому. Такая тенденция будет наблюдаться еще долго.
Никол Пашинян, безусловно, прозападный политик. Он ориентируется на коллективный Запад во главе с США и это не секрет, а данность. И это связано с тем, что после распада СССР у нас не получилось сохранить те отношения, которые по идее должны были быть со всеми бывшими братскими республиками. Мы могли быть ближе, чем есть сегодня. Такой результат во многом связан с российским провалом во внешней политике в 90-е годы. Страна переживала слишком много других проблем и было не до внешней политики.
И как результат, со стороны Армении или какой-нибудь другой бывшей республики СССР звучат заявления, отражающие тот самый комплекс младшего брата. Многие называют Никола Пашиняна чуть ли не ставленником США. Я не думаю, что подобные заявления имеют под собой реальную почву. Сейчас везде видят «руку США», но реальных подтверждений тому нет. Многие путают ту самую «руку Америки» и прозападный вектор того или иного политика. Это все-таки разные вещи.
– Как официальная Москва сегодня смотрит на тот самый прозападный вектор в политике Армении?
– Пока вектор политики премьера Армении действительно довольно прозападный, но пока еще прошло не так много времени, чтобы понять, продолжится ли он в будущем и какой будет политика армянской власти, куда выведет этот внешнеполитический крен Пашиняна.
Отношения Армении с Россией неизбежны, ввиду нашего географического положения соседей, а также общего на определенном отрезке исторического прошлого. А прозападный вектор – сегодня он есть, а завтра нет. Сиюминутные векторы в сторону трансатлантического сотрудничества, в сторону европейской интеграции – это все временные вещи. Армении всегда придется делать свои внешнеполитические шаги с оглядкой на Россию.
– Многие обращают внимание на то, что президент России после смены власти в Армении так и не посетил с официальным визитом республику. Кроме того, с начала этого года для Армении была повышена цена на российский газ, хотя Ереван пытался добиться обратного, а сейчас появились разговоры о том, что газ для Армении может повыситься снова. К тому же Путин второй год открыто поздравляет с днем рождения находящегося под арестом Роберта Кочаряна. Есть ли связь между этими тенденциями, на ваш взгляд?
– Связь есть и она в том, что Россия всегда методично и последовательно поддерживает именно легитимную власть, законное правительство. Это касается и Сирии, так было с Ливией, республиками бывшей Югославии. И такая позиция России не меняется. Мы не можем не отметить, как пришел к власти Никол Пашинян, хотя это и не было, на мой взгляд, цветной революцией в ее классическом формате, а скорее согласованным государственным переворотом. Что касается газовой тематики, все же экономика не всегда отражает ситуацию в политических отношениях стран. Очень часто бывает, что экономическая выгода превалирует над каким-то политическими резонами. Это все же разные треки – наши отношения в политическом плане и экономические решения.
– Недавно Никол Пашинян представил программу развития Армении до 2050 года, в которой для Республики отражены довольно глобальные задачи. Армянские власти хотят в 15 раз увеличить ВВП, в 7 раз поднять зарплату, искоренить бедность, армия Армении, согласно плану, должна войти в первую 20-ку стран по индексу боеспособности. Насколько для Армении реально осилить такие задачи?
– Новая власть Никола Пашиняна изначально громко заявила о себе. Пашинян позиционирует свою власть как реформаторскую, новаторскую. Но пока кроме активного общения с народом через соцсети и открытых заседаний властных органов я ничего не вижу. На управленческом уровне каких-то позитивных тенденций за год я пока не вижу. То есть реальных сдвигов в политике в Армении нет.
Любой политик заинтересован в электорате, а электорат привлекается за счет каких-то громких заявлений. В 15 раз увеличим надои, ВВП, для политика такие заявления типичны. И они ни отрицательны, ни положительны, потому политик находится в большой игре. Но важно понимать, что со временем люди будут сравнивать реальные показатели ситуации в стране с тем, что было громко обещано.
Я бы не стала ждать чего-то от экономического сектора развития Армении, потому что пока власти этим не особо занимаются. Пашинян сразу же взялся за удержание завоеванных позиций. Не до экономики. И когда Никол Пашинян говорит об экономическом росте, а министр экономики, который владеет реальными цифрами, обратное, думаю, стоит верить последнему. Видимо, не все так хорошо, как хотелось бы. Оптимистические заявления Пашиняна, связанные с экономикой да и любые другие «трибунные» заявления, направлены на внутреннюю аудиторию для поддержания оптимизма в народе. Премьер Армении такими заявлениями стремится удерживать свои внутриполитические позиции. Любая власть думает о восприятии себя электоратом, ведь именно благодаря ему власть становится таковой.
– Власти в Армении сегодня часто подчеркивают, что они создали демократическое государство, где народ «бархатной революцией» сменил власть. Но вспоминается история, когда Пашинян после первого освобождения из-под ареста экс-президента Армении Роберта Кочаряна призвал своих сторонников блокировать здания судов. И они блокировали. Тогда эти шаги в Армении не осудил разве что ленивый, осудили и в Европе. Разве так выглядит демократия?
– Это действительно крайне радикальное заявление главы государства. Получается, что Пашинян переносит свои личные отношения с Кочаряном на политический уровень. Так что сильно кричать о демократии не стоит, могут не так понять и по-своему интерпретировать. К тому же сам Пашинян пришел к власти не совсем законным путем.
– Пашинян периодически делает довольно категоричные заявления по Карабаху. Недавно он заявил, что «Карабах – это Армения, и точка». Естественно, подобные утверждения не способствуют урегулированию конфликта. Есть четыре резолюции Совбеза ООН, требующие освободить оккупированные Арменией азербайджанские земли. Резолюции были приняты 30 лет назад. Почему они не выполняются, почему не работает механизм их выполнения?
– Карабахский конфликт – это язва, которая разъедает Армению и мешает ей развиваться. В принципе, решение карабахского конфликта могло бы значительно изменить ситуацию в экономике Армении, если бы для страны открылись границы с Турцией и Азербайджаном.
ООН заинтересована в том, чтобы конфликт мирно разрешился в кратчайшие сроки мирно, этот конфликт беспокоит и Россию как страну-постоянного члена Совбеза ООН и сопредседателя Минской группы ОБСЕ.
Карабахский конфликт – это трагическое наследие распада Советского Союза. Корень зла таится в распаде СССР, во время которого с международно-правовой точки зрения территориальные притязания особо не учитывались, а постулировались в процессе. И то, что говорит Пашинян о Карабахе, можно интерпретировать как просто эмоциональное политическое заявление. При этом он же в другой раз может сказать, что Армения хочет мирного урегулирования конфликта. Говорить можно все что угодно и не обязательно, что эти слова перейдут в практическую плоскость.
Но в целом, можно сказать, что международное сообщество признает нарушение Арменией международного права, оккупируя территории и не выполняя резолюций Совбеза ООН.
Резолюции Совбеза ООН по карабахскому конфликту не выполняются, потому что нет политической воли. Дело в том, принятие резолюций, увы, совсем не означает, что они будут выполнены. Для выполнения резолюций Совбеза ООН по Карабаху, нужна, прежде всего, политическая воля всех заинтересованных сторон. И ООН здесь не может играть первую скрипку, она скорее здесь выступает в роли ангела-хранителя. Карабахский конфликт может решиться только путем совместных договоренностей.
– То есть никакого механизма воздействия на Армению, чтобы резолюции выполнялись, нет? Все ограничивается Минской группой, которая только может в той или иной степени призывать стороны садиться за стол переговоров и вести конструктивный диалог…
– Без политической воли обеих сторон ничего невозможно. Обратите внимание и нынешняя, и предыдущая власть в Армении, несмотря на то, что всячески подчеркивают, как они отличны друг от друга, так и не решила карабахский вопрос. Это очень показательно.
Сегодня все прекрасно понимают, что неурегулированность карабахского вопроса влечет за собой опасность перехода сторон конфликта в фазу активного противостояния. Думаю, что со временем ситуация разрешится, но совсем не обязательно путем переговоров. Вполне допускаю одностороннее политическое решение кого-то из участников. С другой стороны, вполне возможно, что конфликт затянется еще на десятилетия…