Проект «Север-Юг» из Ирана в Армению – это на грани фантастики, в отличие от проекта в котором задействованы Россия и Азербайджан.
Ситуация вокруг Ирана, как считают многие эксперты, ставит под сомнение реализацию проект Международного транспортного коридора (МТК) «Север-Юг». Между тем, в этом проекте участвуют и Россия, и Азербайджан. В свою очередь, в Армении продвигают свой проект «Север-Юг».
Как передает AZE.az, Media.Az решила обратиться за комментарием к известному российскому государственному деятелю, генералу армии, бывшему директору Службы внешней разведки Российской Федерации (1996-2000), первому заместителю министра иностранных дел Российской Федерации (2000-2004), Чрезвычайному и Полномочному послу Российской Федерации в Индии (2004-2009), старшем научному сотруднику Института мировой экономики и международных отношений имени Евгения Примакова Российской академии наук, Герою России Вячеславу Трубникову.
– Вы являетесь одним из самых известных экспертов по региону. Как думаете, американское санкции против Ирана могут повлиять на реализацию МТК «Север-Юг»? Это глобальный проект, с входом и на Индию, на другие страны и регионы.
– Вы знаете, если смотреть так далеко и так, скажем, «опасно», то проект может и не состояться, если вдруг вспыхнет война с Ираном. Но если говорить по сегодняшней ситуации, то транспортный коридор «Север-Юг» является вполне экономически обоснованным, он реален. Главное, чтобы в регионе была политическая стабильность. Без этого ни один проект, особенно долгосрочный, не состоится. Ведь, скажем, в результате напряженных отношений Индии с Пакистаном, вполне реально торможение реализации идеи. Обострение отношений Ирана с Соединенными Штатами – накладывает свой отпечаток. Неурегулированность ситуации в Афганистане – еще один элемент достаточно острой нестабильности. В этой связи все будет зависеть от того, как в регионе будет устанавливаться климат «взаимного доверия». Повторюсь, ни один экономический проект не реален, если под ним нет прочной базы политических связей, контактов и взаимного доверия.
Что еще важно: нужно искать пути сочленения МТК «Север-Юг» с китайским мегапроектом «Один пояс, один путь». И здесь не всегда интересы Китая и Индии могут совпадать.
– Известно, что Россия и Азербайджан немало вложили инвестиций в МТК «Север-Юг». Но есть ощущение надвигающейся войны. Насколько реальны боевые действия между США и Ираном? Понятно, что вряд ли будет сухопутная операция, которая грозит большими потерями для американской армии. И, к тому же, Дональд Трамп – единственный президент США за последние десятилетия, который пока не развязал войну.
– Позиции Евросоюза и отдельных европейских государств находятся в прямом противоречии с позицией США по Ирану. В этой ситуации я не думаю, что военные действия США против Ирана могут принести Штатам какой-то экономический, политический, да и любой другой успех.
Президент США Дональд Трамп мыслит, прежде всего, категориями экономической выгоды. А какая выгода от новой войны? Не успели еще уйти из Афганистана, и тут же ввязаться в новую войну? Я думаю, что Трампу как бизнесмену должно быть это «противопоказано».
– Продвигается идея новой ветки проекта «Север-Юг» из Ирана в Армению. Правда, денег на него нет…
– Мне кажется дело не только в том, что нет денег. Этот проект пока что экономически никак не обоснован, не выверен. Сколько средств нужно? Что в результате будет получено? Все эти вопросы висят в воздухе. Никаких серьезных изысканий, расчетов я просто не видел.