Москва и Вашингтон заняты более глобальными проблемами, остро встает вопрос Ирана, так что эти страны мало уделяют внимания проблеме карабахского урегулирования, чем пользуется премьер-министр Армении Никол Пашинян.
Сентябрь и октябрь обещают стать тяжелыми месяцами для премьер-министра Армении Никола Пашиняна. О «горячей осени» Пашиняна уже предупредила оппозиция, и речь не только о сторонниках прежней власти. Никол Пашинян в сентябре отправляется в США на заседание Генеральной Ассамблеи ООН, и очень хочет встретиться с президентом США Дональдом Трампом (МИД Армении пообещал, что полноценная встреча будет).
А в начале октября в Ереван может приехать президент России Владимир Путин, перед которым Пашиняну держать ответ. Хотя российский лидер может и не прибыть в Ереван, а мероприятие Евразийского экономического союза пройдет в Москве.
Как передает AZE.az, Media.Az попросила прокомментировать ситуацию старшего научного сотрудника американского экспертно-аналитического центра «Фонд Карнеги Европа», автора книги «Черный сад», посвященной карабахскому конфликту, английского политолога Томаса де Ваала.
– Что происходит с Арменией и ее геополитическим выбором? Очевидно, что Никол Пашинян – человек прозападный, однако после прихода к власти он не вышел из интеграционных объединений, в которых участвует Россия, хотя и обещал сделать это. В середине сентября Пашинян летит в США, где надеется встретиться с Дональдом Трампом. В октябре в Армению может приехать президент России Владимир Путин, который считает Роберта Кочаряна своим другом. Но, несмотря на все посылы со стороны России, Кочарян по-прежнему в тюрьме. Так удастся ли Николу Пашиняну усидеть на двух стульях? Со стороны ситуация выглядит очень странной.
– Это сложная тема. Начнем с того, что Армения всегда пыталась сохранить сбалансированную внешнюю политику, иметь хорошие отношение и с Западом, и с Россией, и с Ираном, и с Грузией. Это происходило и при первом президенте Левоне Тер-Петросяне, и при всех последующих армянских лидерах.
Есть и объективные условия, связанные с безопасностью Армении, которая в этих вопросах надеется на Россию. Страна имеет две закрытые границы (со стороны Турции и Азербайджана – ред.), имеет конфликт с Азербайджаном вокруг Нагорного Карабаха.
В прошлом году к власти в Армении пришел Никол Пашинян, который всегда критиковал Евразийский экономический союз. Но он начал с того, что оставил Армению в ЕАЭС, заявив внешним партнерам, что армяне выбрали демократию, но не смену геополитического выбора. Конечно, Пашинян хочет развивать экономические отношения с Европой, как, впрочем, и предыдущие руководители Армении. Он видит пример Грузии.
Пашинян, безусловно, хочет близких отношений с Америкой. А там большая и богатая армянская диаспора. Но ему не хочется портить отношения и с Российской Федерацией. Кроме того, есть и внутренний фактор. Никол Пашинян борется со старым режимом. Однако оказывая давление на того же Роберта Кочаряна, он портит отношения с Москвой.
Мне рассказывали, что при первой встрече Владимира Путина и Никола Пашиняна (в Сочи, 14 мая 2018 года – ред.), президент России поднял вопрос Роберта Кочаряна. Путин не каждый день думает об Армении, у него есть и более важные дела. Но, тем не менее, он вспомнил Роберта Кочаряна.
Что касается того, удастся ли Пашиняну и дальше балансировать между Россией и Западом – я в этом сомневаюсь. Это будет очень трудно.
Есть карабахский вопрос, который волнует Пашиняна, он хочет сохранить статус-кво. При этом армянский премьер хотел бы сменить режим в самом (оккупированном – ред.) Карабахе. Этот пункт у него на повестке дня. Все эти задачи требуют огромной стратегической мудрости, которой у Пашиняна нет.
Никол Пашинян – хороший «уличный политик», он может влиять на людей. Однако я не убежден в том, что ему удастся справиться со всеми внутренними и внешними вызовами. И, конечно же, визит Путина и дело Кочаряна – первая проблема.
Возможно, Николу Пашиняну поможет тот факт, что и Россия, и США, озабочены множеством других проблем. Возможно, Москву и Вашингтон устраивает статус-кво. Смотрите сами: помимо проблемы Кочаряна, есть Иран. И этот вопрос встает все острее, возможно, своего пика он достигнет в следующем году.
Есть и вопрос развития армянской экономики. Если Никол Пашинян хочет улучшений, то он должен отойти от Евразийского союза. В целом могу сказать, что я не завидую Николу Пашиняну.
– Никол Пашинян уличный политик, оратор, демагог. Но он не принимает четких решений. Взять хотя бы Амулсарское месторождение. Армянское общество протестует против его разработки, но Пашинян то за разработку, то против. Запад четко предупредил: не будет работающего месторождения, не будет и инвестиций в Армению. Вновь сложная ситуация. Армянского премьера называют нерешительным политиком. Ему пригрозили, что впереди горячая осень.
– Я думаю, что того рейтинга, той массовой поддержки, как в прошлом году, у Никола Пашиняна уже не будет. Но какой-то запас времени у него есть, учитывая достаточно лояльный парламент. Но Пашинян колеблется между разными повестками дня, между разными людьми. И, несомненно, если возникнут несколько проблемных вопросов, то протесты будут расти. Пашиняну нужен рост экономики, помощь диаспоры, иностранные инвестиции. Думаю, многие говорят ему об этом, но пока Пашинян не готов на решительные шаги, опасаясь возражений «улицы».