В воскресенье на оккупированных территориях Нагорно-Карабахского региона Азербайджанской Республики прошли так называемые муниципальные выборы, по итогам которых были выбраны «мэры» городов. В Карабахе заявили, что выборы – это «дополнительная возможность на пути к международному признанию, возможность демонстрации уровня демократии, государственной зрелости».
Как передает AZE.az со ссылкой на портал «Москва-Баку», эксперт Российского совета по международным делам Алексей Фененко отмечает, что в Карабахе о каком-то пути к признанию международным сообществом могут говорить сколько угодно, ни о каком признании речи все равно быть не может.
«Это чистой воды риторика. Выборы в Нагорном Карабахе были и раньше. И это никак не приводило к его признанию со стороны каких-либо стран, даже cамой Армении, который до сих пор не признает никакой независимости Нагорного Карабаха. Вопрос о признании зависит исключительно от позиции великих держав и их стратегических расчетов, а не от того, прошли там выборы или нет. Официально же ни одна из стран-сопредседателей Минской группы ОБСЕ не признает Карабах и признает территориальную целостность Азербайджана. Во многих непризнанных «государствах» проходят выборы, но это отнюдь не повод к тому, чтобы получить международное признание.
Выделенные на наблюдение НПО за выборами деньги действительно могут пойти на зачистку «карабахского клана». У Пашиняна давно с ним трения. Причем не из-за позиции Пашиняна по армяно-азербайджанскому конфликту, а сугубо из-за раздела власти. Карабахский клан чувствовал себя обделенным по итогам «бархатной революции» весны 2018 года. И теперь Пашинян заинтересован в том, чтобы «зачистить» потенциально неприятную для него политическую группу.
Премьер Армении в непрямом диалоге с Карабахом говорит о том, что у сепаратистов реформы должны проводиться такими же темпами, как в Армении. Но, простите, у меня вопрос, а о каких, собственно, реформах он говорит? Что такого было сделано при Пашиняне? Ничего. При слове «реформы» мы опять имеем дело с термином, за которым в реальности ничего не стоит.
Пашинян же грозился привнести революцию в Карабах. Видимо на такие «реформы» он и намекает. То есть убрать своих оппонентов – «закатать в асфальт» нынешнее карабахское руководство.
Получиться зачистка у Пашиняна действительно может. И если это произойдет, то по двум причинам, первая: нет лидера, которого «карабахский клан» мог бы противопоставить Пашиняну. Кочарян? Но бывшие политики обычно редко возвращаются во власть. К тому же относительно него Пашиняну всегда можно сказать: «Смотрите, как было при нем – при нем было хуже». Плюс Кочарян не обладает харизмой способности разговаривать с улицей. А это очень важно сегодня в Армении. Кочарян – скорее кабинетный политик, который не ориентирован на диалог с толпой. И второй момент – это раздробленность в самом «карабахском клане», которая Пашиняну сыграет только на руку”, – полагает эксперт.
В свою очередь Алексей Фененко считает, что смена «власти» в Карабахе на «пропашиняновскую» никак не повлияет на движение карабахского конфликта в сторону урегулирования. «Пока Пашинян не заинтересован в урегулировании конфликта, поэтому даже если ему удастся сместить “карабахский клан”, на урегулирование армяно-азербайджанского конфликта он вряд ли пойдет. Ведь ему выгодно сохранение конфликта в подвешенном состоянии», – предупреждает эксперт.
Вместе с тем, как считает Алексей Фененко, смена «власти» в Карабахе на «пропашиняновскую» никак не повлияет на движение карабахского конфликта в сторону урегулирования. «Пока Пашинян не заинтересован в урегулировании конфликта, поэтому даже если ему удастся сместить “карабахский клан”, на урегулирование армяно-азербайджанского конфликта он вряд ли пойдет. Ведь ему выгодно сохранение конфликта в подвешенном состоянии», – предупреждает эксперт.