ЦРУ десятки лет назад завербовало российского чиновника среднего звена – и не ошиблись: он начал быстро продвигаться по правительственной лестнице.
Как передает AZE.az, об этом пишет The New York Times.
“Этот информатор стал одним из наиболее важных и высоко защищенных ценных агентов ЦРУ. Но когда в 2016 году сотрудники разведки раскрыли всю серьезность вмешательства России в выборы в необычных деталях, средства массовой информации принялись выяснять подробности о кремлевских источниках ЦРУ”, – пишет газета.
“Чиновники ЦРУ, тревожась о безопасности, в конце 2016 года приняли сложное решение предложить вывести источник из России. Ситуация стала еще более напряженной, когда информатор поначалу отказался, сославшись на семейные вопросы – что вызвало смятение в штаб-квартире ЦРУ и посеяло сомнения среди некоторых сотрудников американской контрразведки в надежности информатора. Но несколько месяцев спустя после новых запросов СМИ ЦРУ снова подняло этот вопрос. На этот раз информатор согласился”, – говорится в статье.
“Этот шаг завершил карьеру одного из наиболее важных источников ЦРУ. Он также по сути лишил американские спецслужбы взгляда изнутри в то время, когда они искали следы вмешательства Кремля в промежуточные выборы 2018 года и президентские выборы в следующем году”, – подчеркивается в публикации, отмечает ИноПресса.
“(…) Эта статья основана на интервью, проведенных в последние месяцы с нынешними и бывшими чиновниками, которые говорили при условии, что их имена не будут названы в связи с обсуждением секретной информации”, – уточняет газета, добавляя, что “чиновники не раскрывают личность информатора или его новое местонахождение”, т.к. “жизнь этого человека по-прежнему находится в опасности”.
“Московский информатор сыграл важную роль в наиболее взрывном заключении ЦРУ о кампании вмешательства России: что президент Владимир Путин дал приказ и направлял ее сам. Этот источник, предоставляя американскому правительству лучшее понимание мышления и приказов Путина, также имел ключевое значение для оценки ЦРУ, согласно которой Путин положительно одобрил избрание Дональда Трампа и лично отдал приказ о взломе Национального комитета Демократической партии”, – пишут авторы публикации.
“Информатор, по словам людей, знакомых с этим вопросом, не входил в ближний круг Путина, но регулярно видел его и имел доступ к решениям Кремля, принимавшимся на высоком уровне (…)”, – говорится в статье.
“Работать с информатором и вести информатора в Москве крайне сложно из-за защитных мер путинской контрразведки. Известно, что русские отравляют жизнь иностранных шпионов, постоянно следуя за ними (…). Бывшие сотрудники ЦРУ называют эти сложности “московскими правилами”. Информация, получаемая от информатора, была настолько критичной, а необходимость защиты личности источника настолько важна, что тогдашний директор ЦРУ Джон О. Бреннан не включал информацию от этого агента в суточную разведывательную сводку для президента Барака Обамы в 2016 году. Вместо этого Бреннан направлял в Овальный кабинет отдельные доклады разведки, многие из которых были основаны на информации источника, в специальных запечатанных конвертах”, – рассказывает The New York Times.
“(…) Отказ источника от первоначального предложения ЦРУ об эвакуации вызвало сомнения у некоторых сотрудников контрразведки. Они задавались вопросом, не стал ли информатор (…) двойным агентом, тайно предавая своих американских кураторов. Это почти наверняка означало бы, что некоторая информация, предоставленная информатором о российской кампании вмешательства или намерениях Путина, была неточной. (…) Другие нынешние и бывшие официальные лица, признавшие наличие сомнений, заявили, что они остались в прошлом после того, как ЦРУ предложило эвакуацию во второй раз и источник согласился (…)”.
“CNN сообщила, что решение об эвакуации информатора было принято “частично” из-за опасений, что Трамп и его администрация неосторожно обращались с деликатной разведывательной информацией. Но бывшие сотрудники разведки заявили, что нет никаких публичных доказательств того, что Трамп напрямую подверг опасности источник, и другие нынешние американские чиновники настаивают на том, что стимулом для эвакуации источника стало только повышенное внимание СМИ”, – говорится в статье.
“Трамп был впервые проинформирован о разведданных о российском вмешательстве, в том числе о материале от ценного информатора, за две недели до своей инаугурации. Пресс-секретарь ЦРУ, комментируя сообщение CNN, назвала утверждение, что обращение Трампа с разведданными привело к эвакуации источника, “ошибочным предположением”, – сообщает The New York Times.
“Некоторые бывшие сотрудники разведки заявили, что встречи президента с Путиным и другими российскими должностными лицами за закрытыми дверьми, а также посты в Twitter по деликатным вопросам разведки вызывают обеспокоенность у зарубежных источников. “У нас президент, который, в отличие от любого другого президента в современной истории, готов использовать деликатную, секретную разведывательную информацию так, как ему угодно, – сказал Стивен Л. Холл, бывший чиновник ЦРУ, который возглавлял деятельность агентства в отношении России. – Он делает это на глазах у наших противников. Он делает это в Twitter. Мы в непредсказуемой ситуации”.
“Но правительство указало, что этот источник присутствовал задолго до того, как Трамп вступил в должность – сначала в официальном обвинении России во вмешательстве в октябре 2016 года, затем когда сотрудники разведки рассекретили часть своей оценки о кампании вмешательства для публичного обнародования в январе 2017 года, – пишет The New York Times. – (…) По сообщениям людей, знакомых с вопросом, новостные репортажи весной и летом 2017 года убедили чиновников правительства США в том, что им необходимо обновить и оживить свой план эвакуации источника”.
“Эвакуация (…) была связана с большой потерей: ЦРУ оставалось изо всех сил пытаться понять, что происходит внутри высшего эшелона Кремля, – пишет газета. – Агентство давно пыталось завербовать источники, близкие к Путину, который сам был бывшим сотрудником разведки, опасавшимся операций ЦРУ. Он доверяет только небольшой группе людей и поддерживает меры обеспечения секретности действий, воздерживаясь от электронных коммуникаций”.
“Джеймс Клэппер-младший, бывший директор национальной разведки, который покинул свой пост в конце администрации Обамы, сообщил, что ему ничего не известно о решении вывести источник, – отмечается в статье. – Но, по его словам, мало сомнений в том, что обнародование информации об эвакуации “сделают вербовку агентов в России еще сложнее, чем сейчас”.