Сегодня можно с уверенностью сказать – перевернута еще одна страница в отношениях Армении и России.
Многие политические наблюдатели, в том числе, мы сами вот, уже несколько месяцев подряд почти с нетерпением ждали наступления 1-го октября. И не потому, что саммит ЕАЭС сам по себе для нас что–то значил, вовсе нет. Очередное мероприятие «российского аналога Европейского Союза» в экономическом плане ничего не значил для нас – да, и не только для нас. Даже самые информированные и оптимистически настроенные эксперты-экономисты продолжают считать эту организацию «экономической свалкой» и не случайно, что не экономисты, а в первую очередь, политические наблюдатели стараются проследить за эволюцией этой организации.
Политическая подоплека проста: по утверждениям российских источников, этот саммит должен был прояснить многое в отношениях Армении и России, и с самого начала всем было ясно, что даже для самого премьер-министра Н.Пашиняна это всего лишь удобный случай, чтобы наладить отношения с российским президентом.
Неслучайно, что российские журналисты в своих репортажах с кулуаров саммита первым же делом напомнили о том, что, еще будучи оппозиционером, Пашинян был ярым противником членства Армении в этой организации, даже выступил инициатором создания новой общественно-политической организации, которая должны была добиться выхода Армении из этой организации…
Что касается политического контекста саммита, российские источники сначала сообщили, что их президент будет участвовать на саммите при одном условии: если к его визиту экс – президент Роберт Кочарян будет освобожден! Но накануне саммита стало известно, что «тюремная экскурсия» экс-президента вряд ли будет иметь место в ближайшей перспективе, т.к. повторный суд вновь принял решение оставить экс-президента под стражей.
Как ни странно, после этого из администрации российского президента сообщили, что Путин все-таки приедет в Ереван, но его визит будет весьма краток, высокий гость не останется даже на ужин и не проведет двухстороннюю встречу с армянским премьер-министром…
Но все это теперь осталось позади. Логика «Возможно, Пашинян – не наш человек, но Армения наша!» взяла верх, и Путин приехал в Ереван, даже перед отъездом в аэропорту провел полуторачасовую встречу с Пашиняном, хотя совсем не известно и не понятно, что же они там говорили, что же обсуждали?..
Только сообщается, что российский президент в тот же день в посольстве России принял супругу экс-президента Роберта Кочаряна, что вынудил многих аналитиков сразу же строить различные сценарии на этом факте, т.к., по их мнению, миссия экс -президента Кочаряна еще не завершена, мало того, некоторые даже пошли на более смелые и далеко идущие утверждения, предположив, что наверное, и роль главного оппозиционера к новой власти Армении будет играть именно экс-президент Кочарян.
Хотя буквально пару дней тому назад на ходу были совсем другие версии: многие пророчили, что «избранником» Кремля на сей раз является недавно уволенный директор службы безопасности А.Ванецян.
Как передает AZE.az со ссылкой на Vesti.az, что же касается итога, т.е. главного политического урока ереванского саммита в первую очередь для самого Н.Пашиняна, сначалаа заметим, что у известного американского социолога Парсонса есть весьма интересная социологическая концепция: по его теории (грубо говоря!) в обществе есть только «акторы» и «роли» и каждый должен исполнять определенную роль.
По этой схеме, урок для Пашиняна довольно конкретен: сомневаться и не верить можешь, но исполнять, да, именно, исполнять свою роль обязан. Надо сказать, что через пару месяцев после революции Пашинян быстро усвоил этот урок, хотя некоторые аналитики воспринимают это с определенной оговоркой.
По их мнению, Н.Пашинян понял, что к цели надо идти не торопясь и самое главное, поэтапно: в настоящее время основной проблемой для него является нейтрализация остатков карабахского политического клана. Не решив эту задачу, было бы глупостью «плыть против течения», т.е. идти против Кремля,- как говорится, всему свое время.
Тут, конечно, нельзя не упомянуть и карабахскую проблему. Говорили ли об этом Путин и Пашинян? Признаться, мы этого не знаем. Вдобавок, когда мы писали эти строки, сочинская встреча президентов Азербайджана и России только начиналась. Да, есть такие предположения, что после ереванского визита российскому президенту есть, что сказать своему азербайджанскому коллеге. Но в любом случае, с выводами торопиться не будем, посмотрим, что же получится…
Пока же самым реальным шагом в контексте карабахской проблемы может быть обмен пленными и заложниками. Но и тут российские источники ведут себя двояким образом: министр иностранных дел говорит одно, а СМИ другое. Но верить надо конечно, в первую очередь, официальным источникам: сам министр С.Лавров на днях сказал, что стороны ведут переговоры в этом русле. Ну что ж – как говорится, будем ждать…