Премьер Армении сразу по окончании встречи с главой Российского государства написал на своей странице в Facebook, что провел блестящую беседу с президентом России Владимиром Путиным в Ереване.
Хотя президент России Владимир Путин начал свой визит в Ереван со встречи в посольстве РФ с супругой экс-президента Армении Роберта Кочаряна Беллой Кочарян. Упрекнув таким образом армянского премьера Никола Пашиняна в непонимании структуры и значимости сложившихся реалий.
Правда, это не помешало российскому президенту, прилетевшему в Армению для участия в саммите ЕАЭС, на полях заседания Высшего евразийского экономического совета встретиться с Николом Пашиняном, которого долгое время он практически игнорировал. Эта встреча транслировалась на странице премьера Армении в соцсети Facebook, а потому все имели возможность воочию увидеть все реверансы, расшаркивание и всю степень подобострастия Пашиняна в адрес российского президента, которого когда-то эпатажный армянский лидер шантажировал наличием «другого выбора» и призывал считаться с «реалиями» своей страны…
Путин услышал
До последнего момента никто ни в Армении, ни даже в России не брал на себя ответственность прогнозировать, приедет Путин в Ереван для участия в Высшем евразийском совете или нет. И вдруг с высокой трибуны Генеральной Ассамблеи ООН в самый канун ереванского мероприятия Пашинян во всеуслышание заявил, что Россия является стратегическим союзником Армении, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Разумеется, в Москве услышали это заявление армянского лидера и приняли во внимание, однако услышали и в Вашингтоне, сделав для себя нужные выводы.
Как передает AZE.az со ссылкой на «Каспий», правда, в Ереване на встрече с Владимиром Путиным Пашинян невольно оговорился, назвав существующее взаимодействие с Россией стратегическим партнерством. «Россия для нас – стратегический партнер. И мы надеемся сделать это стратегическое партнерство все сильнее и сильнее. И спасибо вам за вашу готовность, ваше обращение, восприятие наших отношений. И я уверен, что наши отношения действительно будут все сильнее и сильнее. Мы, по крайней мере, настроены таким образом», – отрапортовал покорный слуга, не замечая, что снижает планку армяно-российских отношений.
При этом армянский премьер отнес к разряду знаменательных событий подписание договора с Сингапуром и тот факт, что вступает в силу договор о временной свободной торговле с Ираном. Со свойственной неадекватным людям суетливостью Пашинян также выразил надежду, что «удастся зарегистрировать еще кое-какие результаты в ЕАЭС», до плинтуса опустив роль своих союзников по ЕАЭС.
Другое политическое качество
Пашинян тотчас по окончании встречи с главой Российского государства написал на своей странице в Facebook, что провел блестящую беседу с президентом России Владимиром Путиным в Ереване.
Итак, «поблескивающая» местами беседа премьер-министра Армении Никола Пашиняна и президента России Владимира Путина завершилась, по сообщению пресс-службы правительства Армении, тем, что Путин, наконец-то, пригласил Пашиняна посетить с официальным визитом Россию. Этого приглашения Пашинян, поджав хвост, ожидал почти год.
Армянский премьер и российский президент еще полтора часа побеседовали в аэропорту «Звартноц» перед вылетом самолета Владимира Путина. Об этом Пашинян вновь сообщил на своей странице в Facebook, препроводив новость записью о том, что «армяно-российские отношения находятся в надежном и положительном русле». Однако это не совсем так.
Начнем с того, что поездка Путина в Ереван не является официальным визитом президента России в Армению. Это – посещение главой Российского государства заседания Высшего евразийского экономического совета.
Это – первое появление Путина в Армении после состоявшейся там пресловутой «бархатной революции», однако на весьма примечательном фоне, поскольку в Сочи готовится двусторонняя встреча президентов Азербайджана и России в рамках заседания Валдайского клуба, а это уже иной статус контактов и другое политическое качество.
Как считают российские эксперты даже с ярко выраженной проармянской ориентацией, с Москвой у Пашиняна по известным причинам необходимого доверительного контакта пока не получается. Есть определенные политические риски и в отношениях армянского премьера с президентом Ирана Хасаном Роухани, которого Пашинян опрометчиво пригласил на заседание Высшего совета ЕАЭС, раздражая этим шагом Госдепартамент США.
Формируется новая геополитика
Нельзя сбрасывать со счетов и тот факт, что с Баку, Тегераном и Анкарой у Москвы отношения высокого уровня, а в отношении перспектив урегулирования армяно-азербайджанского нагорно-карабахского конфликта Россия и Иран занимают позицию равноудаленности. Стало быть, у Пашиняна нет реальных возможностей развернуть политику в нужном ему русле ни с Москвой, ни с Тегераном. Об этом свидетельствует и динамика геополитических процессов, которая развивается не так, как предполагают в Ереване.
Не случайно Роухани, выступая за заседание Высшего совета ЕАЭС, использовал эту трибуну для резкой критики политики США на Ближнем Востоке, а ведь мог и обойти эту тему и не подставлять так очевидно Ереван. Как считает армянское экспертное сообщество, «Роухани пытался протестировать политическую жизнеспособность новой власти Армении». Возможно, это было иранским ответом на открытие посольства Армении в Израиле?! Нечто подобное иранский лидер проделал и с российским президентом Владимиром Путиным, заявив на встрече с ним, щекочя нервы американцам, что «на протяжении 500 лет истории наших отношений (с Россией) мы достигли беспрецедентного уровня искренности». Все это с определенной долей уверенности позволяет констатировать, что идет формирование новой региональной геополитики. А вот к чему оно приведет, покажет время.
Впрочем, Путина в Ереване ожидал и обещанный сюрприз. Так, группа граждан, собравшаяся у резиденции президента Армении на Баграмяна, 26, вкупе с представителями Европейской партии, выступающей против визита Путина в Ереван и проводимой Россией политики, вышла на акцию протеста. В руках они держали плакаты с требованием освободить политзаключенных в России, Беларуси, Казахстане и Таджикистане. Акцию организовала правозащитник Нина Карапетянц и глава ереванского офиса Хельсинкской ассамблеи Наталья Мартиросян.