Несколько лет назад режим Сержа Саргсяна установил в центре Еревана памятник сотрудничавшему с Третьим Рейхом коллаборационисту Гарегину Нжде.
Накануне на заседании Совета глав государств СНГ в Ашхабаде президент Азербайджана Ильхам Алиев поднял тему попыток героизации нацизма на пространстве Содружества.
Вопрос был поднят в связи с обсуждением темы 75-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. По итогам обсуждения было принято Обращение глав государств-участников СНГ к народам стран Содружества и мировой общественности.
В своей речи Ильхам Алиев указал на то, что главы государств СНГ неоднократно выступали против героизации фашистов, но, к сожалению, попытки такого рода действий до сих пор происходят в Армении. Глава Азербайджанского государства напомнил, что несколько лет назад прежняя власть установила в центре Еревана памятник сотрудничавшему с Третьим Рейхом коллаборационисту Гарегину Нжде. При этом Алиев подчеркнул, что большая группа ветеранов из стран СНГ неоднократно выражала решительный протест против этого шага прежнего руководства Армении. Президент Азербайджана с сожалением констатировал, что новая власть Армении не демонтировала этот памятник. «Считаю, что героизации фашизма нет места на пространстве СНГ», – подчеркнул президент.
Также Алиев напомнил, что весной этого года МИД России также осудил установку памятника Нжде, зафиксировав свою позицию в докладе «О ситуации с героизацией нацизма, распространении неонацизма и других видах практики, которые способствуют эскалации современных форм расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости», в котором говорится: «Бывшая правящая Республиканская партия Армении предпринимала шаги по увековечиванию памяти такого неоднозначного политического деятеля националистического толка как Гарегин Нжде, в отношении которого имеется информация о сотрудничестве с Третьим Рейхом».
Напомним, в 2016 году прежние власти Армении открыли в самом центре Еревана напротив одного из корпусов правительства памятник «герою национально-освободительного движения». Кроме того, в честь Нжде в Ереване названы улица и станция метро. В России на экспертном уровне и на уровне отдельных депутатов не раз поднимали проблему того, что Армения, голосующая в Генассамблее ООН за антифашистскую резолюцию, почему-то у себя в стране устанавливает памятник коллаборационисту и более того, пропагандирует его личность в других странах. Так, в российском городе Армавир была установлена рядом с героями Великой Отечественной памятная доска в честь Гарегина Нжде.
Для справки
Гарегин Нжде. Настоящее имя – Гарегин Тер-Арутюнян. (Нжде – партийный псевдоним, взятый при вступлении в партию «Дашнакцутюн» в 1907 году, переводится как “Скиталец”). Один из основоположников цехакронизма — националистической идеологии, согласно которой высшей ценностью для индивидуума является его нация, вне которой он не может полноценно существовать. Целью цехакронизма является объединение армянского народа на всей территории его исторической родины в рамках единого армянского государства.
В начале Второй мировой войны Гарегин Нжде стал сотрудничать с властями нацистской Германии. Участвовал в Кавказском блоке из представителей эмигрантских организаций кавказских народов на платформе поддержки Германии в качестве будущей освободительницы Кавказа от советского господства. В 1942 году формирует из пленных армян-красноармейцев армянские части в составе немецкого вермахта. Созданные в Германии армянские военизированные формирования под руководством Гарегина Нжде прошли обучение инструкторов СС и принимали активное участие в операциях по захвату Крыма и наступлениях на Кавказ.
12 октября 1945 года был арестован СМЕРШем и направлен в Москву, во внутреннюю тюрьму МГБ на Лубянке. C Лубянки в 1946 году был переведен в Ереванскую тюрьму. Нжде обвинялся в контрреволюционной деятельности, прежде всего в участии в «антисоветском» восстании в Зангезуре и массовых убийствах коммунистов во время этого восстания. 24 апреля 1948 года Особым совещанием при МГБ приговорен к 25 годам тюремного заключения. Был направлен во Владимирскую тюрьму. В 1952-53 гг. пребывал в тюрьме Еревана, затем его перевели в Ташкент, после чего снова во Владимирскую тюрьму, в которой Гарегин Нжде и умер в возрасте 69 лет.
Как передает AZE.az, портал «Москва-Баку» обратился к историкам, чтобы узнать их мнение относительно действий Армении и личности Гарегина Нжде.
«Все-таки, когда что-то делаешь, нужно думать, ведь Гитлер и нацистский режим – это проклятье человечества. Армении сегодня все идут навстречу, признают события 1915 года в Османской империи геноцидом, а Ереван вот такой номер выкидывает. Даже как-то стыдно», – говорит главный научный сотрудник Института российской истории РАН Юрий Жуков.
«Армяне были одержимы реализацией концепции «Объединенной, или Великой Армении, – говорит Жуков, – и хотели это сделать за счет Эриванской губернии и Восточной Турции. Может быть националисты «Дашнакцутюна» и добивались свободы и независимости Армении, но оправдывать сотрудничество с Гитлером никак нельзя. Если Ереван делает национальным героем Гарегина Нжде, с таким же успехом героями можно сделать норвежского коллаборациониста Видкуна Квислинга, украинца Степана Бандеру, француза Анри-Филиппа Петена. Это же одного поля ягоды – предатели, изменники своей страны, присоединившиеся к «гитлеровской колеснице». Их в то время была масса. И что, теперь мы их всех сделаем героями? Это невозможно, более того – нельзя, преступно. Суд истории уже давно постановил: Гитлер и все его сателлиты – преступники. И я не понимаю, как сегодня можно говорить обратное? Как?! Как можно сделать приспешника Гитлера героем!».
Говоря об установке памятников Нжде, Жуков заявил:
«Кто-то говорит, что вокруг этой темы много разговоров. Неправда! Я скажу, что вокруг этой темы слишком мало разговоров. Нужно больше об этом говорить. А Армении нужно напомнить, что Армянская ССР воевала против нацистской Германии, напомнить, сколько людей погибло в этой войне, напомнить о дважды Герое Советского Союза Баграмяне. Вот это герой Армении, а не Гарегин Нжде.
В Армении националистические тенденции сохраняются и усиливаются. Если новые власти Армении сегодня ставят в основу своей внешней политики националистические лозунги «Дашнакцютин», ну пускай тогда объявляют войну Турции и воюют за «Великую Армению». А если не могут, пусть не заявляют подобные тезисы.
Усиливающиеся националистические тенденции ничего хорошего Армении не принесут, впрочем как и другим, кто попробует проводить подобную политику. Она ведёт только в пропасть.
Когда Армения в Генассамблее ООН голосует за борьбу с героизацией нацизма, а потом у себя ставит памятники поборникам нацизма, это ненормально. Это будет продолжаться пока мы не оставим попытки пересмотреть историю и отказаться от советского прошлого».
Заведующий научным сектором Российского военно-исторического общества, специалист по Второй мировой войне Юрий Никифоров в комментарии “Москва-Баку” заявил, что Нжде или, к примеру, командир Армянского легиона вермахта Драстамат Канаян, известный как генерал Дро, согласились сотрудничать с СС и создавать армянские военные формирования – Армянские военные легионы (несколько военных батальонов, которые должны были принимать участие в походе Гитлера на восток).
“Так Нжде стал одним из коллаборационистов в Европе, которые сотрудничали с нацистами, пользовались их услугами, помощью.
Сегодня националисты в Армении выдают сотрудничество Гарегина Нжде с Гитлером как патриотическую деятельность, ссылаясь на то, что он якобы вдохновлялся желанием благотворно повлиять на судьбу армян под властью Гитлера. Но такое восприятие – полнейшая глупость. Коллаборационистов одолевала иллюзия того, что якобы Гитлер поможет им восстановить независимое армянское государство. Трудно сказать, осознавал ли Нжде вообще, что он делает и задавался ли вопросом, почему Гитлер обязан помогать его националистическому делу. В любом случае, судьба коллаборационистов, в том числе и русских власовцев, складывалась так, что они рано или поздно начинали понимать то, что нацисты (независимо от того, с кем из них они общались – с Гимлером ли или какими-то чиновниками поменьше) их просто-напросто используют, что все, что нацисты говорят – это политика, направленная на стравливание народов Советского Союза между собой, на их разобщение. Разыгрывая националистическую карту, нацисты вербовали себе сторонников, чтобы не лить немецкую кровь на разных фронтах, а заменить ее кровью разных нацменов. Ко всему прочему, Гитлер и все его присные с презрением относились к вербуемым.
Сегодня поставить Гарегину Нжде памятник – значит реабилитировать его в общественном мнении. На первый взгляд кажется, что коллаборационисты руководствовались какими-то представлениями о благе родной Армении, но на самом деле это то, что у верующих людей называется сделкой с дьяволом. А с ним играть бесполезно – он все равно обманет.
Совершенно очевидно, что, реабилитируя коллаборационистов в глазах тех или иных народов, можно зайти очень далеко. Конечно российское общество категорически против установки памятников таким людям, против того, чтобы создавалась абсолютно шизофреническая картина, когда одни почитают маршала Советского Союза, героев, которые положили свою жизнь ради свободы страны, проводят акцию «Бессмертный полк», а другие устанавливают памятники коллаборационистам. Нацизм – это зло, и все, кто служил злу, виноваты”.