Эксперт по вопросам национальной безопасности Кямиль Салимов рассказал о борьбе Азербайджана с терроризмом. Однако есть важнейшая проблема – азербайджанская сторона не может контролировать территории Нагорного Карабаха, в особенности ту часть, что прилегает к границе с Ираном
Госдепартамент США в своем ежегодном отчете зафиксировал активное участие правительства Азербайджана в борьбе с терроризмом. В частности, в 2018 году в стране не случилось ни одного теракта.
Созданию такой положительной ситуации поспособствовали местные правоохранители и службы безопасности. Они своевременно пресекали подобные преступления и привлекали подозреваемых. Параллельно активно велась борьба с лицами, финансирующими террористические группы и участвующими в боевых действиях за пределами Азербайджана.
Во многом этому содействовало расширение полномочий правоохранителей. Теперь они успешнее контролируют механизмы денежных транзакций, которые могут использоваться для финансирования терроризма.
Кроме этого, правоохранительные органы и службы безопасности Азербайджана обмениваются информацией не только между собой, но и с региональными и международными партнерами. Что тоже приносит большую пользу.
Нерешенная проблема
Однако, несмотря на все эти плюсы, есть проблема, решить которую пока Азербайджану не удается. Во многом потому, что некоторые представители международного сообщества, вместо того чтобы помочь с решением, пытаются ее замолчать. Эту проблему в беседе со Sputnik Азербайджан обозначил заведующий кафедрой криминалистики и судебной экспертизы Бакинского государственного университета, эксперт по вопросам национальной безопасности, профессор Кямиль Салимов.
“Сейчас для нас очень важно решить вопрос неконтролируемых территорий, который некоторые представители международного сообщества пытаются обойти стороной”, – заметил он, напомнив, что в настоящее время азербайджанская сторона не может контролировать территории Нагорного Карабаха, в особенности ту часть, что прилегает к границе с Ираном.
Здесь Азербайджан не в состоянии пресечь ни поток наркотических средств и оружия, ни действия террористических групп, отметил он.
В остальном же, по словам Салимова, Азербайджаном делается все возможное в борьбе с терроризмом. Его профилактика, укрепление границ, сотрудничество правоохранительных органов и спецслужб как между собой, так и с иностранными коллегами – все осуществляется на высоком уровне.
“И теперь проделанную нами работу отмечают и в США”, – подчеркнул он.
Эксперт также указал, что за последние годы службами безопасности Азербайджана выявлены 900 граждан страны, вступивших в ряды запрещенной радикальной террористической организации “Исламское государство” (ИГ): более ста из них после возвращения домой осуждены за участие в незаконных вооруженных формированиях.
Это свидетельствует о том, что несмотря на попытку религиозного экстремизма распространиться в Азербайджане, азербайджанские спецслужбы и правоохранители его успешно контролируют, сказал собеседник Sputnik Азербайджан.
Что же до того, как обстоит сегодня ситуация с желающими уехать “на чужую войну”, то Салимов отметил, что их число резко снизилось благодаря успешным антитеррористическим операциям на Ближнем Востоке и, в частности, в Сирии, которые в последнее время ведут Россия, Турция и международная коалиция во главе с США.
Кстати, роль Азербайджана в борьбе с терроризмом и в обеспечении безопасности в регионе была высоко оценена и на прошедшем 30 октября в Баку 77-о заседании Совета министров обороны стран СНГ.
Стороны, принимавшие участие в заседании, по его итогам приняли Концепцию военного сотрудничества стран Содружества до 2025 года, в которой отметили свои приоритеты в сфере обеспечения безопасности и противодействия современным вызовам и угрозам.
Совет министров обороны СНГ был образован в 1992 году с участием Азербайджана, Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России, Таджикистана, Узбекистана. Он координирует военное сотрудничество между странами, рассматривает концептуальные подходы к вопросам военной политики и военного строительства, а также вырабатывает предложения по реализации деятельности с целью предотвращения вооруженных конфликтов.