Премьер-министр Армении пытается ввести мировое сообщество в заблуждение, но ему это не удается – в мире практически не существует крупной международной организации, которая бы не признавала и не осуждала факт оккупации территорий Азербайджана. Это и ОБСЕ, и ПАСЕ, и ЕС, и ОИС, и Движение Неприсоединения и др.
Как передает AZE.az, пресс-секретарь МИД Азербайджана Лейла Абдуллаева прокомментировала порталу «Москва – Баку» заявления премьер-министра Армении Никола Пашиняна по нагорно-карабахскому конфликту, сказанные им на встрече с армянской диаспорой в Париже.
Напомним, армянский премьер заявил, что что нагорно-карабахский конфликт не является территориальным спором. “Для меня, как для премьер-министра, самое большое удивление заключается в том, что международное сообщество, тем не менее, потеряло представление о сути карабахского вопроса, и он повсеместно представляется как территориальный спор между Арменией и Азербайджаном”, – заявил Пашинян.
При этом, по словам премьера Армении, в течение последних полутора лет армянская сторона работает над тем, чтобы представить международному сообществу якобы реальную суть нагорно-карабахского вопроса. “Буквально до недавнего времени создавалось впечатление, что в этом разговоре мы одиноки, но сейчас я могу заявить, что международное сообщество воспринимает и понимает наше слово, и я считаю это успехом”, – сказал он.
При это Пашинян сделал очередную безосновательную и провокационную попытку представить Нагорный Карабах как территорию, статус принадлежности которой Азербайджану не подтвержден. «Нагорный Карабах не является международно-признанной территорией Азербайджана. “Международный формат переговоров – это Минская группа ОБСЕ, и он должен определить окончательный статус Нагорного Карабаха. Почему Азербайджан вовлечен в переговорный процесс, если Нагорный Карабах является международно-признанной частью Азербайджана?”, – заявил Пашинян.
Глава пресс-службы МИД Азербайджана, комментируя слова армянского премьера, заявила:
«Что бы ни говорил премьер-министр Армении, выступая перед армянской диаспорой или какой-то иной аудиторией, это не может изменить существующих реалий: Нагорно-Карабахский регион и прилегающие к нему административные районы, является международно-признанной территорией Азербайджана.
Азербайджанская Республика вошла в ряды членов ООН в её нынешних границах, включающих и Нагорно-Карабахский регион. Ввиду развязанной армянской стороной агрессивной войны эти территории подверглись оккупации. Данный факт подтверждён в имеющих императивную силу резолюциях СБ ООН, принятых в 1993 году, где осуждается «продолжение конфликта в нагорно-карабахском регионе Азербайджанской Республики и вокруг него», подтверждается «суверенитет и территориальная целостность Азербайджанской Республики», «нерушимость международных границ и недопустимость применения силы для приобретения территории», а также содержится требование о полном, немедленном и безоговорочном выводе оккупирующих сил с захваченных ими территорий Азербайджана.
Факт осуществления Арменией контроля над оккупированными ею территориями Азербайджана был установлен и заявлен Европейским судом по правам человека в вынесенном им в 2015 г. вердикте по делу «Чирагов и другие против Армении». В мире практически не существует крупной международной организации, которая бы не признавала и не осуждала факт оккупации территорий Азербайджана. Это и ОБСЕ, и ПАСЕ, и ЕС, и ОИС, и Движение Неприсоединения и др.
Что же касается попыток армянской стороны представить факт участия Азербайджана в процессе международных переговоров с целью урегулирования конфликта как наше согласие с якобы имеющей место «неопределённостью» принадлежности Нагорно-Карабахского региона, то это ничто как очередная бесперспективная попытка самообмана или введения в заблуждение несведущих наблюдателей. Азербайджан в полном соответствии со своим национальным законодательством и международным правом, оставляя за собой предусмотренное Ст. 51 Устава ООН право на самооборону, продолжает демонстрировать приверженность урегулированию конфликта мирным путём.
Однако, этот конструктивный подход ни в коей мере не должен толковаться как отказ Азербайджана от восстановления своих суверенитета и территориальной целостности. Касаемо же будущего статуса Нагорно-Карабахского региона Азербайджанской Республики, он может быть определён лишь после прекращения оккупации, достойного и безопасного возвращения азербайджанских вынужденных переселенцев в родные места.
Уместно напомнить и то, что прилагающее усилия в направлении урегулирования конфликта переговорным путём тройственное сопредседательство Минской группы ОБСЕ в лице Российской Федерации, США и Франции, согласно его мандату, буквально дословно цитирую, руководствуется в своей посреднической деятельности положениями Устава ООН, Хельсинкского Заключительного акта, решениями форумов ОБСЕ и соответствующими резолюциями СБ ООН. В полном соответствии с этим, сопредседатели осуществляют свою миссию и оглашают позицию. Так, в одном из последних принципиальных заявлений от 9 марта 2019 г. «сопредседатели вновь подтверждают, что справедливое и прочное урегулирование должно основываться на основополагающих принципах Хельсинкского Заключительного акта, включая, в частности, неприменение силы или угрозы силой, территориальную целостность и равноправие и самоопределение народов».
А если обратиться к формулировкам Хельсинкского Заключительного акта, то там в пункте IV однозначно закреплён принцип территориальной целостности государств. А в пункте VIII, где говорится о равноправии и праве народов распоряжаться своей судьбой, зафиксировано: «Государства-участники будут уважать равноправие и право народов распоряжаться своей судьбой, действуя постоянно в соответствии с целями и принципами Устава ООН и соответствующими нормами международного права, включая те, которые относятся к территориальной целостности государств».
Применительно к случаю с Нагорно-Карабахским регионом Азербайджанской Республики, необходимо ясно представлять, что тут речь идёт не о каком-то обособленном народе. Здесь мы сталкиваемся с подвергшейся этнической чистке и пребывающей в статусе вынужденных переселенцев азербайджанской, а также, наряду с ней, армянской общинами, вместе составляющими население края.
И наполнение будущего статуса самоуправления Нагорно-Карабахского региона возможно лишь на основе волеизъявления обеих этих общин. Будь то по международным нормам, либо по меркам общечеловеческой справедливости, насколько могут быть оправданы попытки не принимать в расчёт мнение исконного азербайджанского населения при определении дальнейшей судьбы этого региона Азербайджана? Ответ очевиден – ни в коей мере.
Полагаю, что все эти факты, включая положения Устава ООН, соответствующих резолюций СБ ООН, Хельсинкского Заключительного акта и базирующийся на них подход сопредседателей Минской группы ОБСЕ не должны быть секретом для премьер-министра Армении», – отметила Лейла Абдуллаева.