С нервозностью Ирана в связи с событиями на арабском Востоке связывает отечественный эксперт голословные нападки представителей ИРИ на Азербайджан и Турцию.
Как сообщает AZE/az, если кто-то встречался на территории какой-либо страны мира с представителями спецслужб, то данная страна не несет ответственность за это. “Это частное дело и обвинять нас в чем-либо нелогично”, – считает политолог Парвин Дарабади, комментируя сообщения ряда иранских СМИ, где упоминается о встрече гражданина Ирана Али Джамали Фаши, которого обвиняют в убийстве иранского ученого-физика Массуда Али Мохаммади.
“Возможно, Али Джамали Фаши признался в том, что встречался с представителями израильских спецслужб на территории Азербайджана и Турции, но необходимо выяснить, благодаря каким методам были добыты данные признания”, – продолжил эксперт. В любом случае, считает П.Дарабади, все это является внутренним делом Ирана. “Они сами должны разобраться со своим гражданином. Причем здесь Азербайджан, Турция или какая-либо иная страна?” – пояснил он.
Напомним, что ранее главный обвиняемый в убийстве иранского физика-ядерщика Массуда Али Мохаммади предстал перед революционным судом Тегерана. Али Джамаля Фаши помимо убийства ученого обвиняют в получении денег от израильской стороны, хранении наркотиков и так далее. В обвинительном акте также упоминается о сотрудничестве со спецслужбами Израиля и сборе различной разведывательной информации, деятельности, направленной против ИРИ.
В обвинении указано, что Фаши неоднократно посещал территорию Турции, где встречался с представителями израильской разведки МОССАД, получал от них деньги за сотрудничество, шпионаж против Ирана и убийство М.А.Мохаммади. В общей сложности Фаши получил 120 тысяч долларов от эмиссаров израильских спецслужб. Четыре раза Фаши встречался с представителями МОССАД на территории Турции и два раза в Азербайджане. Принявшая участие в процессе вдова М.А.Мохаммади попросила суд вынести Фаши смертный приговор, передает www.presstv.ir.
Следует также напомнить, что ранее МИД Азербайджана передал послу Ирана ноту протеста в связи с известным заявлением начальника Генштаба ВС ИРИ бригадного генерала Сейеда Хасана Фирузабади.
Тем временем духовенство Ирана обвинило Турцию в неверной трактовке ислама (Armenia Today). Один из приближенных к верховному лидеру Ирана аятолле Али Хаменеи и бывший глава судебной структуры страны аятолла Махмуд Шахруди выдвинул против Турции обвинения. Как передает SalamNews со ссылкой на турецкие СМИ, Шахруди охарактеризовал господствующую в Турции религию как “либеральный ислам” и заявил, что Запад стремится внедрить в регионе “либеральный ислам” вместо “истинного ислама”.
Шахруди сказал, что, распространяя “либеральный ислам”, Турция стремится извлечь выгоду из происходящих на Ближнем Востоке процессов. Подчеркнув, что Запад обеспокоен налаживанием связей между Ираном и странами региона, аятолла Шахруди сказал: “Поэтому Запад выдвигает новые модели ислама вроде турецкого “либерального ислама”, стремясь заменить им “истинный ислам”. По словам Шахруди, “Иран, преодолевая козни империалистических сил, оказывает палестинцам истинную помощь” (подробнее об этом на стр. 10).
По словам П.Дарабади, Иран нервирует позиция Турции по отношению к известным арабским событиям, и в первую очередь в Сирии. “Иран и Сирия тесно связаны, и Тегеран поддерживает официальный Дамаск. А Турция в свою очередь оказывает давление на Сирию и пытается вмешаться в ее внутренние дела. Складывается довольно любопытная ситуация. Два исламских государства вмешиваются и часто беспардонно во внутренние дела третьего исламского государства. Их интересы противоречат друг другу. Что и отражается на их взаимоотношениях. Хотя еще недавно отношения между Турцией и Ираном были нормальные. Однако события на арабском Востоке взорвали всю геополитическую ситуацию и на Среднем Востоке. И этот пожар имеет тенденцию к распространению”, – подчеркнул П.Дарабади.
Азербайджано-иранские отношения необходимо рассматривать в контексте геополитических процессов, протекающих в регионе. “Они связаны и имеют свой подспудный сценарий. Азербайджан проводит свою политику, направленную на защиту своих национальных интересов. И в этой политике лично я ничего антииранского не вижу”, – отметил политолог.
По мнению П.Дарабади, Иран хочет нейтрализовать угрозу с Запада. Но Тегеран опасается того, что Анкара полностью перейдет на сторону Запада. И тогда Иран окажется в изоляции. Эксперт напомнил о том, что на протяжении всей истории ирано-турецкие отношения всегда отличались неровностью. “Если углубиться в историю, то здесь вмешивался фактор суннитско-шиитского противостояния. Как известно, эти два основных течения в исламе наряду с ваххабитским имеют противоречия в толковании основных канонов ислама. И когда обостряются политические отношения между суннитской Турцией и шиитским Ираном, возникает соблазн использовать религиозный фактор. Хотя основным фактором является стремление этих двух государств играть лидирующую роль в этом регионе”, – пояснил П.Дарабади.
Потеряв союзника в лице Сирии, Иран полностью окажется в изоляции. То есть куда ни смотри, везде проблемы. Поэтому иранская сторона ведет себя достаточно нервно и нередко выдвигает необоснованные претензии к своим соседям, в том числе и Азербайджану. “Хотя со стороны Азербайджана в отношении Ирана не исходила, и вряд ли будет исходить какая-либо угроза. Об этом неоднократно заявлял и президент Азербайджана Ильхам Алиев”, – отметил П.Дарабади.
В свою очередь политолог и дипломат Фикрет Садыхов также считает, что вопрос, кто, где и с кем встречался – не имеет никакого значения. “Это очередное чье-то желание попытаться очернить страну, сделать ее соучастником внутриполитических процессов, которые идут в Иране. И фактически включить в список стран, которые якобы желают обострения ситуации в ИРИ”, – пояснил он “Эхо”.
По мнению политолога, Азербайджану достаточно проблем, связанных с Арменией, урегулированием конфликта. И Азербайджану нет необходимости и смысла заниматься вопросами, связанными с атомными проблемами соседнего ИРИ. “Нас это не должно беспокоить. Есть определенные страны, которые выражают беспокойство, принимают резолюции в отношении Ирана и нацелены на то, чтобы ядерная программа ИРИ была сведена к нулю. Азербайджан к числу этих стран не относится. Поэтому такие голословные обвинения в адрес нашей страны не имеют под собой оснований”, – продолжил Ф.Садыхов.
Что касается обвинений духовенства Ирана в адрес Турции в неверной трактовке ислама, то, как считает эксперт, “странно это слышать”. В последнее время между Турцией и Ираном наладились дружеские отношения, об этом говорят взаимные визиты официальных лиц обеих стран. “Эти отношения даже в последнее время были теплее, чем в прошлом. Однако, допускаю, что это обвинение иранских богословов, представителей исламистских кругов, у которых свое видение проблем развития турецкого общества”, – заключил Ф.Садыхов.