Проблема Нжде заключается не только в том, что он сотрудничал с немцами, а в том, что он участвовал в карательных операциях против мирного населения, в том числе против евреев, мало того, он сам был идейным фашистом и сочинил «концепцию» армянского фашизма, основанную на теории о «национальной исключительности» армян, якобы армяне являются высшей расой – арийцами.
Армяне сначала фашиста Гарегина Нжде сравнили с золотой советской интеллигенцией, представители которой были репрессированы в годы правления Иосифа Сталина, а потом их фантазия и вовсе зашкалила – они отождествили Нжде с самим министром иностранных дел СССР Вячеславом Молотовым.
На днях же поступила информация о том, что Нжде уже «приравняли» к русскому поэту и драматургу, человеку, который в начале девятнадцатого века руководил процессом переселения армян на Кавказ Александру Грибоедову. Памятник ему в Ереване был облит красной краской, в чем добровольно сознался некий армянский юноша.
К этой проблеме можно подходить с разных сторон, т.к. она на самом деле многогранна. Например, сразу на ум приходит мысль, что корни случившего следует искать в национальном характере армян. Но это не очень-то благородное занятие, потому что среди любого народа есть и хорошие, и плохие и заниматься тут экстраполяцией не совсем удачный подход.
Гораздо проще и в принципе гораздо правдивее рассматривать подобные явления с точки зрения той драматической истории, которую пришлось пережить всем советским народам. Мы уже писали в предыдущих статьях, что Вторая мировая война удивительным образом поляризовала советские народы – подавляющая часть из них сражалась, конечно, на стороне советов, но были такие, которые выбрали немецких фашистов и примкнули к ним.
Как передает AZE.az со ссылкой на Axar.az, да, фашистам удалось создать национальные легионы почти из всех народов и народностей бывшего СССР – это первый момент, о котором не стоит забывать при комментировании тех или иных аспектов Второй мировой войны. Для сравнения заметим, что Советам не удалось сформировать даже одну роту из немецких военнопленных…
Во-вторых, сама история Второй мировой войны довольно сложная и запутанная, до сих пор в отношении многих событий Второй мировой нет единого подхода: американцы пишут одно, русские – другое, а европейцы – совсем противоположное.
Понятно, что СССР не был страной ангелов, как его нам представляли в былые советские времена, – нет, коммунистическая тирания почти ни в чем не уступала фашистской, т.к. жертвы сталинских репрессий исчислялись сотнями тысяч. Для некоторых европейских народов Советский Союз был оккупационным режимом, от которого им удалось освободиться лишь в конце прошлого века.
Поэтому не стоит удивляться тому, что эти народы – страны Восточной Европы и Балтии – до сих пор говорят о русской угрозе, ведь они пережили то, что можно классифицировать как советский тоталитаризм и классовая тирания.
Но в любой войне спокон веков существуют свои незыблемые законы: например, нельзя трогать гражданское, мирное население, т.к. армии должны сражаться с армиями. Эти принципы, если мы не ошибаемся, нашли свое окончательное выражение и подтверждение в известных Женевских конвенциях и почти соблюдались до недавнего времени…
Поэтому проблема Нжде заключается не только в том, что он сотрудничал с немцами, а в том, что он участвовал в карательных операциях против мирного населения, в том числе против евреев, мало того, он сам был идейным фашистом и сочинил «концепцию» армянского фашизма, основанную на теории о «национальной исключительности» армян, якобы армяне являются высшей расой – арийцами.
Удивительным является и другое обстоятельство. В России пока что только о героизации фашистских элементов в Армении пишут и говорят различные общественные силы – журналисты, ученые и общественники. Например, весьма удивительно, что посетившие в прошлом месяце Армению российские министры обороны и иностранных дел каким-то образом умудрились не заметить шестиметровый памятник Нжде в центре Еревана.
Один их них – министр иностранных дел Сергей Лавров – вообще участвовал в открытии выставки, посвященной победе во Второй мировой войне, но почему-то «забыл» о Нжде, хотя документ о героизации фашистских элементов на территории бывшего СССР был подготовлен именно министерством иностранных дел России.
В свое время они такую же забывчивость проявляли в этно-территориальных вопросах на территории бывшего СССР, и чем это кончилось, всем хорошо известно. Сейчас же российский политический дальтонизм проявляется в другой плоскости: почему-то не замечаются ксенофобия, шовинизм, а иногда даже фашизм в некоторых сегментах бывшего СССР.
Какие последствия будут у этой близорукости или дальтонизма? Думается, что тут гадать не приходится – краской облит не кто иной, а сам классик российской литературы. Еще раз заметим, что осквернена память не простого русского дипломата, а поэта-драматурга, одного из столпов российской культуры…