Опубликованы документы, которые подтверждают, что Гарегин Нжде признал себя виновным практически по всем пунктам обвинения и был приговорен к 25 годам тюремного заключения.
История с пособником фашистов Тер-Арутюняном, более известным как Гарегин Нжде, каждый день набирает обороты. Появляются новые документальные факты и понять обычному читателю, кем же все-таки был Гарегин – героем Армении или агентом фашистской Германии, трудно.
Как передает AZE.az со ссылкой на «Южную службу новостей», в октябре 2019 года на саммите СНГ в Ашхабаде президент Азербайджана Ильхам Алиев аккуратно отметил, что памятник Нжде в Ереване до сих пор не демонтирован и напоминает о фашизме.
Выпад премьер-министра Армении был молниеносным. Никол Пашинян резко обвинил Алиева в «попытке субъективной интерпретации» истории.
Ранее МИД РФ в своем докладе отмечал, что в отношении Нжде «имеется информация о его сотрудничестве с нацистами».
Президент Владимир Путин отметил, что героизация фашистских деятелей не приемлема.
В средине ноября депутат городской думы Армавира Михаил Виноградов закрасил черной краской памятную табличку Гарегину Нжде. Ранее местные жители просили убрать монумент. Ведь герой Армении воевал на стороне фашистов и был осужден в СССР.
Позже Виноградов отметил, что местное отделение «Союз Армян» в двухнедельный срок должно было демонтировать табличку, но не сделали этого.
Глава комитета Госдумы по делам СНГ Леонид Калашников поддержал муниципального депутата и отметил, что «памятная табличка в честь Гарегина Нжде — это как красная тряпка. Пока ее не ликвидируют, я не успокоюсь».
30 ноября в распоряжении редакции появились документы, где протоирей Тер Макар Тертерян сообщает, что мемориальная доска Нжде на территории церкви в Армавире демонтирована.
Казалось бы, один конфликт исчерпан.
Но в начале декабря в Ереване сын армянского радикала Шаген Арутюнян облил красной краской памятник российскому поэту и дипломату Александру Грибоедову.
Позже Арутюнян опубликовал в социальной сети фотографию своей выходки и сообщил, что совершил этот поступок в ответ на то, что в России была закрашена памятная доска в честь Гарегина Нжде.
Российский эксперт по межнациональным конфликтам Евгений Михайлов счел подобный выпад глупым и отметил, что они не знают историю, ведь именно благодаря Грибоедову армяне получили возможность заселиться на Южном Кавказе. Он должен быть для них иконой.
Накануне, 5 декабря, появились документы из Государственного архива Краснодарского края, где говорится, что Тер-Арутюнян или Гарегин Нжде был коллаборационистом, пособником немецко-фашистских войск, одним из создателей так называемого Армянского легиона СС и сражался против СССР.
Издание SM-News приводит выдержки из архивных документов суда, согласно которым в 1920-1921 годах Тер-Арутюнян был главнокомандующим воинских сил в Зангезуре, где вел борьбу против Красной армии, затем бежал за границу и вел антисоветскую пропаганду. Во время Второй мировой войны стал сотрудничать с немецкими разведывательными органами для подрывной работы против частей Советской Армии, занимался вербовкой и подготовкой людей для выполнения заданий германских разведывательных и контрразведывательных органов, входил в состав «Армянского Национального Совета», созданного в Берлине в 1942г.
Свидетели показали, что Тер-Арутюнян являлся членом контрреволюционного правительства в Нагорной Армении и как командующий вооруженными силами этого правительства руководил борьбой против Красной армии.
В эмиграции Нжде руководил армянской молодежной фашистской организацией, где использовал свою антисоветскую литературу.
В сборнике «Гарегин Нжде и КГБ: воспоминания разведчика» за авторском Ваче Овсепяна говорится, что Нжде признал себя виновным практически по всем пунктам обвинения и был приговорен к 25 годам тюремного заключения.
– Очередной миф про армянского «героя» раскрыт перед гражданами России, Азербайджана и даже Армении, и на это нечем ответить националистам из Еревана и тем, кто героизирует фашиста Нжде на территории России, – отметил российский эксперт по межнациональным конфликтам Евгений Михайлов. – Более того могу предположить, что теперь будут заданы более глубокие и проникающие вопросы, которые могут привести к уголовному преследованию тех, кто горячо протестовал против закона на территории России, который карает за героизацию фашизма.