На вооружении Азербайджанской Армии стоят несколько батальонов танков Т-90С, у которого повышена точность стрельбы, установлен комплекс активной защиты «Штора – 1», что позволило с вероятностью 0.95 осуществлять защиту от кумулятивных снарядов и ракет.
Как передает AZE.az, Armiya.az публикует интервью с российским военным экспертом, кандидатом военных наук, бывшим офицером спецназа, полковником в отставке Анатолием Матвийчуком.
– Как вы оцениваете текущий уровень военно-технического сотрудничества между Азербайджаном и Россией?
– Каждая страна выбирает себе оружие по духу. Тяжелое оружие Азербайджан покупает у России. Значит, перспектива хорошая, и будущее безоблачно.
– Можно ли ожидать расширения номенклатуры типов вооружений?
– Думаю, да! В том числе и на Каспии. В частности, речь может идти о «Калибрах» и быстроходных катерах.
– С 2015 года на вооружении Азербайджанской Армии стоят несколько батальонов танков Т-90С. Данная боевая машина является глубокой модернизацией Т-72. Если вкратце, что было принципиально обновлено по сравнению с Т-72?
– Т-72 был первым, реальным ракетным танком. У Т-90 – повышена точность стрельбы за счет танкового баллистического вычислителя, установлен комплекс активной защиты «Штора – 1», что позволило с вероятностью 0.95 осуществлять защиту от кумулятивных снарядов и ракет. Что касается деталей, двигателя, трансмиссии, СУО и других девайсов, то это все есть в открытом доступе.
– Кстати, вы упомянули комплекс «Штора-1». По желанию азербайджанской стороны они были установлены на все 100 с лишним закупаемых танков. Насколько эффективно этот комплекс показал себя в реальных боевых действиях? Как мне известно, он активно применялся российскими танкистами во время чеченских войн…
– И не только. «Штора» установлена на Т-90, поставленных для сирийской армии. Недавно весь мир облетело видео, где ИГИЛовцы попали в танк из хваленого американского TOW, а он после как ни в чем не бывало уничтожил этот же расчет ПТУР. Так что выбор, как показало время, был верным.
– На танке основным средством ведения огня является 125-мм гладкоствольная пушка 2А46М-5. На что способно это орудие?
– Дальность прямого выстрела из нее – 4500 метров. В этом плане она вне конкуренции. Из закрытых позиций, из капониров экипаж может выстрелить на расстояние и в 15 километров, ПТУРом – на 8. Так что выводы делайте сами, на что она способна.
– Еще со времен Великой Отечественной основным вопросом для конструкторов была живучесть танка и способность в максимально сжатые сроки вернуть его в строй. Насколько именно этот момент предусмотрен у «Владимиров»?
– Собственно, мы и войну выиграли за счет высокой ремонтопригодности. «Владимир» разработан по схеме унификации запчастей. То есть это высокая степень ремонтопригодности. Средней сложности повреждения и неполадки можно устранять прямо на поле боя, в любом укрытии силами механика-водителя.
– Со времен Великой Отечественной войны стратегия применения танков на поле боя практически не изменилась. Единственной переменной являются те или иные топографические особенности театра военных действий. Анатолий, по Вашему мнению, какая тактика позволит Т-90 максимально показать себя на такой горно-пересеченной местности, как Карабах?
– Оговорюсь сразу, я рассматриваю и Азербайджан, и Армению дружественными России государствами. И не дай вам Бог вновь испытать ужасы войны. Но чисто теоретически, всякий танк в горах слаб. Нужна мощная пехота. Танк используется как штурмовая пушка. Мне приходилось штурмом брать укрепления в Афгане Дарзоб – почитайте на досуге про захват Дарзоба в 1982 году – так там танки пришли уже после захвата.
– То есть классика: артподготовка, танковая атака в сопровождении пехоты при поддержке авиации?
– Нет, скорее десант с неба, захват плацдарма, авиационное прикрытие, а потом пехота, танки с сзади, прикрывают пехоту. И мой опыт войны в горных условиях, в Афгане, говорит о том, что удержание высот способствует продвижению войск в долине.
– Не так давно, в апреле 2016 года, мы применили похожую схему овладения стратегическими высотами в Карабахе.
– Ну так у вас немало грамотных офицеров, хорошая техника, так что в этом нет ничего удивительного.