Территория Азербайджана оккупирована. Это всем известно. Если Пашинян хочет решать вопрос урегулирования конфликта с Азербайджаном, значит надо двигаться поэтапно. Например, освободить первые пять оккупированных районов вокруг Нагорного Карабаха, а потом решать судьбу еще двух. А потом – судьбу Нагорного Карабаха, подчеркивает известный российский военный эксперт.
На днях в Ереване состоялось совместное заседание Советов безопасности Армении и самопровозглашенного Нагорного Карабаха, на котором присутствовали премьер-министр Армении Никол Пашинян, президент страны Армен Саркисян, лидер карабахских сепаратистов Бако Саакян. По словам Пашиняна, такие совместные заседания становятся традицией и он считает их эффективным форматом для обсуждения и выработки решений по ключевым вопросам. В центре обсуждений стал вопрос карабахского конфликта. Не обошлось и без угроз в адрес Азербайджана.
Как передает AZE.az, заявления на совместном Совбезе для «Москва-Баку» разбирает военный эксперт, главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко.
– Игорь Юрьевич, это уже второе совместное заседание Совбезов Армении и самопровозглашенного Карабаха. И сейчас Никол Пашинян в очередной раз заявляет, что Армения останется гарантом всеобъемлющей безопасности Карабаха, напрямую делая акцент на то, что такой статус она сохранит и после так называемых выборов в Карабахе в следующем году. Кроме того, премьер Армении говорит о некой возросшей за этот год субъектности сепаратистского образования…
– Проведение таких совместных заседаний – обычная практика для Еревана. Поэтому не вижу здесь никаких сенсаций. Это отражение той же политики, которую Армения вела до этого момента в отношении карабахского вопроса. Это отсутствие движения на пути разумного урегулирования конфликта и достижения компромисса. К сожалению, позиция армянской стороны по карабахскому урегулированию не изменилась. И такие заседания лишний раз это подчеркивают.
Что касается субъектности Карабаха, то никакая его субъектность не повышается. Его в качестве государства не признает даже сама Армения. Как она может повышаться.
– Когда Пашинян говорит о том, что Карабах должен сесть за стол переговоров, скрывается ли за этим желание премьер-министра Армении переложить часть ответственности за карабахский вопрос – его урегулирование или неурегулирование на других?
– Позиция по подключению Карабаха к переговорам нереалистична. Ее ни международные посредники, ни Азербайджан не поддержат. Что мы видим сегодня в карабахском процессе? Отсутствие любых развязок, полный тупик. Очевидно, Пашинян пытается карабахской повесткой перебивать общественное недовольство его политикой (а оно уже в Армении есть), отсутствие реальных экономических результатов, успехов.
Такой перенос акцентов на карабахскую тематику – чисто внутриполитический маневр Пашиняна и не более того. Ему сейчас нечего продемонстрировать в качестве успехов армянскому обществу. От него все ждут не милитаристской риторики, которая в Армении, в общем-то, норма, а реального улучшения экономической ситуации – роста зарплат, зарубежных инвестиций, инвестиций со стороны армянской диаспоры. Но этого всего нет. Поэтому Пашинян и дальше будет использовать обострение риторики на карабахском треке и cитуацию вокруг карабахской проблемы исключительно во внутриполитических целях – отвлечения внимания общества от своей неэффективности как руководителя.
– Интересно, что Пашинян ссылается на то, что карабахский конфликт остается неурегулированным на протяжении более чем 25 лет из-за, цитата, «максималистских требований» в урегулировании вопроса…
– Слушайте, территория Азербайджана оккупирована. Это всем известно. Если Пашинян хочет решать вопрос урегулирования конфликта с Азербайджаном, значит надо двигаться поэтапно. Например, освободить первые пять оккупированных районов вокруг Нагорного Карабаха, а потом решать судьбу еще двух. А потом – судьбу Нагорного Карабаха. То есть необходимо какое-то движение. А движения-то никакого нет. Обвинения в адрес Азербайджана – это пропагандистская заготовка. И она звучит последние десятилетия. Мы не видим позитива. Это главное. Речь не только о Пашиняне. Мне кажется, армянский истеблишмент в целом не готов к реальным переговорам по урегулированию нагорно-карабахского конфликта. Любые конфликты, особенно такие сложные, затяжные, решаются поэтапно.
Страны все-таки должны как-то переходить от угрожающей риторики к более спокойным переговорам, к развязке шаг за шагом. А здесь мы видим неконструктивные и пропагандистские обвинения со стороны Армении в адрес Азербайджана, не имеющие под собой никакой правдивой основы. Но эти обвинения – они не первые и не последние. Всем понятно, что не Азербайджан виновник сложившейся ситуации. Территория оккупирована. Даже те, кто поддерживает Армению не в силах отрицать, что эти районы оккупированы. Здесь нет никаких сомнений, это данность. И ту проблему надо решать. Тем не менее мы не видим никаких реальных шагов для того, чтобы что-то изменить. Это плохо, это тупик, который может кончиться обострением ситуации, новыми боями. Это никому не на пользу.
– По словам Никола Пашиняна, если начнется война, то это будет катастрофой прежде всего для самого Азербайджана….
– Эти угрозы – лепет какой-то. Запугивание другой страны? Я слежу за риторикой как в Армении, так и Азербайджане. Так вот, со стороны первых лиц Азербайджана нет угроз разгромить Армению. Азербайджан лишь требует вести мирные переговоры. А со стороны Пашиняна идет милитаристская риторика. Мне кажется, тот кто действительно силен, не будет делать залихватских заявлений. Это скорее запугивание из собственного страха. Азербайджанская армия – достаточно подготовленная, профессиональная, оснащенная. Это серьезная военная сила. И как минимум, Пашинян, рассматривая Азербайджан в качестве военного противника, должен говорить о своем противнике, сохраняя уважение. А когда делаются подобные заявления а-ля танец с саблями, слушайте, ну пусть попробует доказать свои слова на деле, а мы посмотрим, узнаем цену его словам. Конечно, не дай Бог. Но словами играть нельзя.
Мы в России категорически за то, чтобы нагорно-карабахская проблема, армяно-азербайджанские отношения решались путем диалога, разумного подхода и демилитаризации ситуации. Но когда звучат такие вот воинственные заявления… Как говорится можешь – демонстрируй, а не можешь – не кричи. Вопросы войны и мира – серьезные. Подобные заявления выглядят неуместно и глупо. Если Пашинян готов к войне, я хочу спросить, а готово ли к войне армянское общество? Потому что любая война – это погибшие, это слезы матерей. Это погибшие сыновья, отцы, мужья. Это трагедия. Так лихо рассуждать о вопросах войны и мира для государственного деятеля, зная, что цену будет платить твой народ, на мой взгляд, не стоит.
Премьер-министр Армении пугает своих партнеров по ОДКБ страшным Азербайджаном, который якобы угрожает региональной безопасности. Но он может рассказывать что угодно. Он же говорит, что Гарегин Нжде – это герой, хотя это коллаборант и нацистский преступник. Российские органы контрразведки дали исчерпывающую позицию по этому деятелю. Он готовил диверсантов для заброски в тыл в Советский Союз для убийств, взрывов. Нжде с точки зрения современного международного права террорист. А по действующим на тот момент законам военного времени его должны были казнить и не казнили единственно потому, что к этому моменту в СССР отменили казнь.
Азербайджан и Армения находятся в состоянии информационной войны, посмотрите, комментарии Пашиняна год назад и сейчаc. Ничего не изменилось. Я бы сказал, что политика таких угроз – это недальновидная политика. Надо решать проблему, надо возвращать оккупированные территории.
Более того, в этом году мы слышали, как министр обороны Армении угрожал оккупацией новых районов. Речь идет о том, чтобы хапнуть еще какой-то кусок суверенного государства. Это безответственные заявления.
– По словам главы минобороны Армении Давида Тонояна, армия страны за год стала опаснее. А на днях и Никол Пашинян опубликовал свои фото на фоне российских зенитно-ракетных комплексов ТОР-М2КМ…
– Словесная пропаганда – это хорошо. Но у нас, например, в Министерстве обороны никто не хвастает. Мы действуем по-другому – проводим масштабные учения, а наш потенциальный противник на это смотрит и делает выводы, что с Россией лучше не связываться.
ТОР-М2 – это хорошая система, система ПВО ближней дальности, очень эффективная, высокорезультативная. Но когда мы говорим о том, что вот, у страны появилась такая система и насколько она придала мощности армии, надо учитывать целый комплекс факторов. Надо оценить общее состояние вооруженных сил, подготовку командного состава, систему боевого управления, подготовку офицеров, личного состава к боевому применению, эксплуатации техники. Вооруженные силы – это единый организм. Здесь важна взаимоувязка всех видов и родов вооруженных сил, все должно работать в едином контуре боевого управления.
Как военный эксперт я могу посоветовать Азербайджану укреплять свой потенциал, исходя из контекста общей ситуации в регионе и более широкого международного контекста. Удар по нефтепромыслам и нефтеперерабатывающим заводам Саудовской Аравии стал для всех уроком. Азербайджану нужно себя обезопасить от подобных сценариев и создавать комплексную эшелонированную систему противовоздушной обороны, где каждый компонент будет отвечать за свой сегмент. Помимо уже закупленных С-300 Азербайджану нужны, как минимум, два или три полка ЗРК С-400. Три или четыре дивизиона зенитно-ракетных комплексов средней дальности Бук-М3 – новейший очень эффективный комплекс. Ну и, наконец, ЗРК «ТОР» для прикрытия важнейших государственных объектов и группировок войcк. Плюс сплошное радиолокационное поле для того, чтобы контролировать происходящее вокруг Азербайджана как минимум на 200-300 км по периметру границ. Оружие ПВО – это оборонительное оружие. Комплексная система ПВО – сегодня основа реального суверенитета. И это касается не только Азербайджана, но и любой страны.
Кроме того, появилась информация, что Азербайджан проявляет интерес к покупке российских современных боевых самолетов Су-57. Очевидно, что ВВС Азербайджана нуждаются в новых современных боевых истребителях продвинутого четвертого или пятого поколений. Важно отметить, что Азербайджан сегодня по уровню подготовки своих специалистов и финансово-экономическим возможностям может себе позволить такие масштабные закупки. Создание комплексной системы ПВО, закупка современных боевых истребителей – это вклад в безопасность Азербайджана. В этом случае у Азербайджана, как минимум, 30-40 лет не будет никакой головной боли, никто и ниоткуда не сможет нанеси удар по его территории.