Пашиняну российские истребители Су-30СМ требовались для пиара

Появление у Армении всего четырех таких самолетов кардинально ничего не меняет, считает известный российских военный эксперт.

Недавно премьер-министр и министр обороны Армении Никол Пашинян и Давид Тоноян с удовольствием позировали на фоне прибывших из России вооружений – истребителей Су-30 СМ и зенитно-ракетных комплексов «Тор М2КМ». Сюрпризом такие поставки не стали – они были анонсированы еще более полугода назад. Как известно, Россия предоставила Армении, своей союзнице по ОДКБ своеобразный «боевой» кредит, на который Ереван может приобретать то, что выпускает российский ВПК. Свободных денег у него, как известно, нет.

Что касается количества, то известно, что истребителей Су-30 Армения получит четыре (это в несколько раз меньше одной эскадрильи). Сколько она получит комплексов «Тор» не сообщается. «Это военная тайна», – кокетливо написал Пашинян в своем Фейсбуке.

Одновременно в российской прессе появились неофициальные сообщения о том, что Азербайджан проявил интерес к покупке самого современного истребителя Су-57. Об этом сообщили два источника в российском ВПК. По мнению источников, тем самым Баку стремится ответить на появление у Еревана истребителей Су-30 СМ. И по неудачному совпадению уже через день после этой публикации первая же модель Су-57 потерпела катастрофу во время учений в Хабаровском крае. Это были самые последние учения, после которых авиазавод собирался передать машину российским ВКС.

Как передает AZE.az, тем временем власти Азербайджана пока никак не комментируют утечку в прессе по поводу закупок Су-57. О том, как теперь изменится военный расклад сил в конфликте вокруг Карабаха, в интервью порталу «Москва-Баку» рассказывает российский военный эксперт Павел Фельгенгауэр.

– Павел Евгеньевич, армянские ВВС только что пополнились российскими Су-30 МС. Меняет ли эта поставка расклад сил в небе над Карабахом?

– Это машина дальняя, мощная. Но закупка тоже – в первую очередь просто пиар для Пашиняна. Появление всего четырех таких самолетов кардинально ничего не меняет.

У Азербайджана есть современные системы ПВО – например, российские зенитные комплексы С-300 «Фаворит». Чтобы бороться с «Фаворитами», Армении нужны современные средства радиоэлектронной борьбы (РЭБ), – такие, какие есть у американцев, у Израиля. Поскольку у Армении их нет, то потери армянских ВВС будут очень серьезными, если эти Су-30 МС вдруг решатся залететь вглубь азербайджанской территории.

– Но Армения также получила зенитно-ракетные комплексы «Тор М2КМ». Они предназначены, как известно, для отражения воздушных и ракетных ударов. Считается, что они хорошо работают в связке с истребителями Су. Насколько они усиливают потенциал армянской армии?

– Усиливают, конечно. «Тор» – это мобильная система для поля боя, которая двигается вместе с танками. Да, у армян теперь будет более сбалансированное вооружение. До сих пор у них были системы ПВО, но они оставались российскими, то есть строго под российским командованием. А этот «Тор» – их собственный. Армяне смогут выдвинуть эти ракетные комплексы в Карабах, куда россияне, скорее всего, не пошли бы, чтобы соблюдать нейтралитет.

– И что должен предпринять Азербайджан для противоборства с «Тор»?

– Для подавления «Тор» нужны противорадарные ракеты (радар-ракеты), опять же нужны современные системы радиоэлектронной борьбы. Кроме того, «Тор» могут эффективно уничтожать планирующие бомбы.

Такие в мире есть, есть и в России. Еще в советское время у нас выпускали антирадарные боеприпасы, которые запускают с дальности до 150 километров. Такие боеприпасы сами выискивают работающий радар и его поражают. Но насколько такие советские системы будут работать против российского же «ТОР» пока трудно сказать. Такие вещи окончательно выясняются в ходе войны, что сработало, что – нет.

В принципе, системы борьбы с «Тор» можно купить в Израиле. Как известно, Азербайджан у Израиля покупает многое, в отличие от Армении.

– А насколько правдоподобны, на ваш взгляд, сообщения о том, что азербайджанские военные на этом фоне интересуются покупкой истребителя Су-57?

– Интерес они вполне могли проявлять. Но когда вы оцениваете такие утечки в прессе, не забывайте, что создание этого истребителя в России всегда сопровождалось очень мощной пиар-компанией. Поэтому вокруг нее всегда звучали разговоры, что ее вот-вот арабы купят, богатые нефтедобывающие страны.

Этот самолет вообще строился для заграницы, это чисто экспортная модель. Она с самого начала проектировалась с расчетом, что ее купит Индия. Планировался контракт с Дели на закупку двухсот машин, Индия вложила свои деньги в проектирование. Правда, в итоге Россия заплатила намного больше, чем Индия. При этом намеченные закупки для наших собственных ВКС носят символический характер, поскольку нашему Министерству обороны Су-57 не очень-то и нужны.

– Переговорную позицию России может ослабить крушение, которое потерпел на Дальнем Востоке первый же выпущенный Су-57?

– Да, его готовили к торжественной передаче ВКС до Нового года, а тут так вышло, что машина рухнула. Это нехороший пиар. А пиар играет очень существенную роль для этой модели. При этом Су-57 – очень дорогой истребитель. Захочет ли Азербайджан раскошеливаться? Большой вопрос. В принципе это красивая модель, она может участвовать в парадах, пролетать над трибуной. Но дело в том, что для такого небольшого театра военных действий, как Карабах, она тоже не очень-то и нужна.

– То есть для воздушных боев за Карабах нужны истребители не такого большого радиуса действий? Что же вы в таком случае порекомендовали бы купить Азербайджану?

– Нужны самолеты поменьше, класса легкий истребитель. Можно российские Су-35 купить. Есть еще шведский Сааб JAS 39 «Грипен» – тоже небольшой самолет. Или немецкий «Еврофайтер Тайфун» (Eurofighter Typhoon), французкий «Рафаль» (Rafale). По политическим причинам для Баку проще всего было бы купить турецкие истребители. Турки выпускают F-16 по лицензии и у них есть разрешение от американцев на экспорт этих истребителей. При этом сами турки очень заинтересованы в экспорте.