Согласно документам ОДКБ, ни Минск, ни Ереван не обязаны воевать друг за друга.
Как передает AZE.az, интервью Armiya.az с беларуским специалистом по проблемам безопасности, руководителем аналитического центра Belarus Security Blog Андреем Поротниковым.
– С 1 января пост генсека ОДКБ перешел к представителю Беларуси Станиславу Засю. Что это дает Беларуси?
– По-моему мнению, не очень много. ОДКБ по сути не имеет собственной субъектности, фигура Генсека скорее административно-ритуальная, а не политическая.
В течении долгого времени у организации не было формального руководителя. И это мало на ней сказалось. Так что дополнительных рычагов влияния официальный Минск не получает. Но повышается общая осведомленность о ситуации в странах-участницах (все-таки какой-то обмен информацией внутри ОДКБ есть). И главное – в России. С учетом утраты Беларусью рычагов влияния на Кремль в настоящее время в Минске не имеют достаточной осведомленности о планах российского руководства как в регионе, так и в отношении конкретно Беларуси. Тот факт, что с представителем Беларуси российское военное руководство будет вынуждено контактировать по вопросам региональной безопасности, позволит отчасти компенсировать утрату после 2014 года иных источников информации в российских верхах.
– В декабре 2019 года появилась информация о том, что Беларусь готова провести совместные учения с НАТО. Как вы считаете, насколько это вероятно?
– Во-первых, представители Беларуси уже участвовали ранее в мероприятиях подготовки НАТО по тематике ликвидации последствии чрезвычайных ситуаций. Так что определенный опыт коммуникаций есть.
Во-вторых, речь идет об обсуждении (но пока не о планировании) возможности совместных мероприятий подготовки по миротворческой тематике. Это связано с планами беларуского руководства более активно участвовать в международных операциях по поддержанию мира. В настоящее время наши военные под итальянским руководством участвуют в мисси ООН в Ливане. Т.к. не исключено, что военных из Беларуси в Ливане станет больше, значит и уровень совместимости с теми же итальянцами потребуется совершенно иной. Так что тут речь идет об узкой практической тематике. Но это уже лучше, чем ничего.
Надеюсь, официальный Минск дозреет и до сотрудничества с ЕС по части поддержания мира в качестве участника европейский стабилизационных миссий.
– В декабре 2019 года Армения получила от России ЗРК «Тор». А на вооружении Азербайджана стоят «Полонезы». Способен ли «Тор» спасти Армению от «Полонеза»?
– Не уверен, что это корректная постановка вопроса. И вот почему. Ракеты «Полонеза» в принципе трудная мишень для любого комплекса ПРО/ПВО хотя бы в силу развиваемой в 5 махов скорости и малой радиолокационной заметности.
Но это не значит, что «Тор» плохая техника. Просто у неё есть своя ниша. Этот комплекс обладает определёнными противоракетными возможностями. Наравне с РЛС «Противник» он рассматривается в Беларуси в качестве элемента нестратегической ПРО. И этими комплексами прикрыта БелАЭС.
«Торы» вместе с ранее закупленными в России Арменией ПЗРК «Верба» в принципе закрывают небо для фронтовой авиации противника на важных направлениях. Что касается возможных ракетных ударов по территории Армении, то тут Ереван делает ставку не на пассивную оборону, а на активное сдерживание. Для этого у Армении есть «Искандеры» и тяжелые РСЗО китайского производства.
– Согласно военной доктрине РБ, белорусские военные в операциях за границей не участвуют. Означает ли это, что в случае начала армяно-азербайджанской войны Беларусь откажет Армении – члену ОДКБ – отправлять свои войска против Азербайджана?
– Есть политическое решение, что наши военные могут участвовать за пределами страны только в международных миротворческих миссиях. Что касается ОДКБ, то там нет прямой обязанности государств оказывать именно военную поддержку друг другу. Так что юридически ни Минск, ни Ереван не обязаны воевать друг за друга.
С учетом особого характера отношений Беларуси и Азербайджана и поведения стран ОДКБ во время предыдущих обострений на армяно-азербайджанском фронте, Армении в принципе не стоит рассчитывать на действенную, а тем более военную помощь формальных союзников по организации против Азербайджана. И в Ереване это четко понимают.
– Что из новинок белорусского ВПК могло бы привлечь внимание Азербайджана, учитывая горный рельеф Карабаха?
– Азербайджан находится в регионе, от которого очаги нестабильности недалеко. Поэтому я бы посмотрел шире только Карабаха. И только закупки вооружений. Речь может идти и о совместных проектах в интересах двух стран. Например, создание и интеграция в комплекс вооружения «Полонезов» баллистической ракеты с дальностью свыше 500 км. Или создание роботизированных платформ для охраны морского побережья и важных объектов экономики.
Отдельная актуальная и интересная тема – разработка управляемой зенитной ракеты средней дальности, которая может быть интегрирована в комплекс ЗРК «Бук». Или в совершенно новый ЗРК.
Есть направления кооперации, которые, с одной стороны, удовлетворяют текущим потребностям безопасности Беларуси и Азербайджана. А с другой стороны, имеют и экспортный потенциал, т.е. на них можно зарабатывать.
Из готовой и актуальной продукции стоило бы обратить внимание на технику охраны границы, борьбы с БПЛА (которая, кстати, уже опробована в боевых условиях), системы защищенной связи.