Отношения Москвы и Анкары за прошедшие годы укрепились, получили глубокое содержание, и вряд ли последние события приведут к их разрыву.
Когда некоторые политологи и политические аналитики, экстраполируя российско-турецкие отношения, выступали с весьма «далеко идущими соображениями», мы призывали их не спешить с выводами.
Но какие только «прогнозы» мы не услышали в течение последних нескольких лет! Одни говорили, что якобы Турция вот-вот покинет ряды Североатлантического блока, другие пророчили, что Анкара станет членом ЕАЭС, третьи же и вовсе убеждали нас в том, что совсем скоро Турция будет участвовать в ОДКБ в статусе страны-наблюдателя, мол, именно к этому ведет растущее военно-техническое сотрудничество между Анкарой и Москвой.
Небольшая часть этих «пророчеств» сбылась: сделка по С-400 состоялась, стороны продолжают сотрудничать в области атомной техники и энергетики, но все же мы считаем, что из всего этого не стоит делать выводы сугубо геополитического характера, т.к. эти страны представляют различные геополитические полюсы. Даже их совместная деятельность по урегулированию сирийской или ливийской проблем еще не является показателем союзнических и стратегических отношений.
Как передает AZE.az со ссылкой на Axar.ru, надо заметить, что более трезвые российские политологи также выступали со схожими соображениями, называя отношения между двумя странами не союзническими, а временно партнерскими, что подтвердилось и подтверждается в эти дни: в сирийской политике сторон вновь возникли серьезные трещины.
Как известно, турецкий президент Р.Т.Эрдоган посетил с официальным визитом Украину, где подписал ряд документов военно-технического характера и выразил однозначную поддержку территориальной целостности Украины, что российские партнеры, конечно же, не оставили без соответствующего внимания.
Хотя в отношениях двух государств еще не закрыты окончательно все «ходы-выходы», но вновь подтвердилось, что у Москвы всегда имелись и теперь имеются определенные проблемы в плане культуры многосторонних отношений.
Казалось, слова «равенство» и «партнер» должны быть понятными больше всех именно россиянам, но нет, Москва считает, что «главным игроком» в сирийской плоскости является именно она, и еще в прошлом году президент В.Путин продемонстрировал это всему миру небольшим жестом, пройдя перед строем военных в Сирии. Было такое впечатление, что российский президент чувствует себя в своей собственной стране…
Конечно, мы и сами не собираемся делать поспешных выводов. Отношения Москвы и Анкары за эти годы получили такое взаимозависимое содержание, что разорвать их в один день не такая уж легкая задача. Подписано достаточно много соглашений, сделаны первые шаги в области, как уже заметили выше, военно-технического сотрудничества, поэтому надеемся, что дипломатам обеих сторон удастся сгладить военно-политические противоречия.
Думается, что в Москве отдают себе отчет в том, что значит для них Турция и тюркский фактор.
Между прочим, в полном соответствии с весьма известной поговоркой о том, что свято место пусто не бывает, на днях американский государственный секретарь М.Помпео совершил визиты в бывшие постсоветские страны: побывал в Киеве, Минске, Нур-Султане и Ташкенте. Особо следует заметить, что главный американский дипломат в Ташкенте провел встречу с министрами иностранных дел стран Центральной Азии.
Политологи и аналитики по-разному оценивают эти события: одни считают, что интерес США к этому региону не новое явление и на эти встречи надо смотреть, как на продолжение политики, которая началась десятки лет тому назад, другие же улавливают в этих процессах новые геополитические ветры. США, считающие Китай одной из главных угроз для себя, намерены усилить свое присутствие в этом регионе, с которым у Пекина связаны определенные геополитические планы. Плюс, данный регион отличается географической близостью к Китаю, поэтому раз и навсегда необходимо понять, что все эти годы даже Афганистан привлекал и продолжает привлекать Соединенные Штаты именно из этих соображений.
Вдобавок Помпео не остановил без внимания и Беларусь. Американский дипломат побывал в Минске и встретился с президентом страны А.Лукашенко. Как известно, теперь между Минском и Москвой развертывается т.н. «нефтяная война», т.к. Кремль отказывается обеспечить нефтью соответствующий промышленный комплекс Беларуси.
Обычно каждая очередная зима запоминается похолоданием в отношениях Минск – Москва: то Россия цену на газ поднимает, то закрывает нефтяные трубы, идущие в страну «белых россов». И на этот раз причина, наверное, та же: Минск продолжает разыгрывать Москву, и последний проект поправок к Конституции России показывает, что очередная попытка построить союзное государство с Беларусью не увенчается успехом.
Понятно, что США не хотят упускать момент, чтобы привлечь в свою сторону самую пророссийскую постсоветскую страну.
Поэтому аналитики прогнозируют, что если удастся наладить диалог между США и Беларусью, тогда, возможно, Вашингтон направит в эту страну своего очередного посла, назначение которого так сильно затянулось…