Баку выстраивает свою, отличную от других, модель отношений с Западом и Востоком.
О роли и месте Азербайджана на постсоветском пространстве, ставшем ареной растущего противоборства мировых держав, размышляет политический обозреватель Сергей Строкань – специально для портала “Москва-Баку”.
Первые недели нового года ознаменованы беспрецедентной дипломатической активностью на постсоветском пространстве, в ходе которой многие бывшие советские республики спешно пересматривают свои отношения с ведущими мировыми державами.
Поездка госсекретаря США Майка Помпео по постсоветскому пространству, включавшая в себя посещение Украины, Белоруссии, Казахстана и Узбекистана, совпала с визитом в Киев президента Турции Реджеп Тайип Эрдогана, в ходе которого всплыла азербайджанская тема – предложение поставлять на Украину каспийский газ по трубопроводу TANAP. За этим и многими другими событиями внимательно следили не только в Москве, но и в Баку, выстраивающем свою, отличную от других, модель отношений с Западом и Востоком, передает AZE.az.
К концу недели интрига стала закручиваться еще более лихо: в центре большой шахматной партии на постсоветском пространстве оказалась еще одна закавказская страна: Грузия. В американской столице высадился десант ведущих грузинских политиков, приехавших продемонстрировать лояльность США накануне намеченных на этот год парламентских выборов.
В свою очередь, в это же самое время, уже после общения с главой американской дипломатии президент Белоруссии Александр Лукашенко отправился в Сочи на встречу с российским президентом Владимиром Путиным, где ему предстояли трудные переговоры по поставкам российской нефти в Белоруссию.
Самый главный вывод из всех этих событий состоит в том, что они открыли глаза на многое и прояснили те вещи, о которых до этого дипломатично предпочитали не говорить.
Впрочем, обо всем по порядку.
По мере того, как начавший свое турне с посещения Киева госсекретарь Майк Помпео перемещался из одной столицы в другую, мы наблюдали что-то вроде геополитической «ярмарки невест», когда не только враждебная России Украина, но и имеющие с ней союзнические отношения Белоруссия и Казахстан всячески обхаживали высокого американского гостя. Минск и Нур-Султан как бы давали понят: конечно, Россия по-прежнему наш ближайший союзник, но на ней свет клином не сошелся. И у нас есть запасной американский аэродром.
Напомним, что Казахстан и Белоруссия составляют ядро ключевых интеграционных структур на постсоветском пространстве — Евразийского экономического союза ( ЕАЭС) и Организации договора коллективной безопасности ( ОДКБ). Тем не менее, президент Лукашенко, явно приободренный первым за последние 12 лет визитом столь высокого американского гостя в Минск, в порыве чувств вдруг стал рассказывать о совместных операциях с ЦРУ. И совсем растаял, когда Майк Помпео обнародовал сенсационную новость: Америка на сто процентов обеспечит Минск своей нефтью, если это потребуется. То есть, госсекретарь США бросил в Минске камешек в огород России.
Уже после отъезда Майка Помпео Александр Лукашенко, рассуждая о потеплении отношений с США, продолжал жаловаться на Москву. «А что, мы больше сделали с Америкой, чем Россия? Вы посмотрите: они взасос с ними стараются поцеловаться. Не получается, правда. Мы что, переживаем?» — недоумевал он по поводу той реакции, которую вызвали в Москве его переговоры с Майком Помпео. Некоторые высказывания белорусского лидера были и вовсе построены на прямом сопоставлении России и США. При этом если ближайший союзник — Москва в его оценках представала как источник проблем, то США, напротив, преподносились как потенциальный помощник в их решении.
В свою очередь, президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев, встречаясь с госсекретарем Помпео, сообщил о готовности встретиться с президентом США Дональдом Трампом «в любой точке планеты», но предпочтительно – в Казахстане. Майк Помпео дипломатично умолчал о том, готов ли и Дональд Трамп лететь в любую точку земли на встречу с президентом Токаевым.
Кроме того, в Нур-Султане вспомнили, что США чуть ли не стояли у истоков независимого казахстанского государства. «Соединенные Штаты Америки являются первой страной, признавшей независимость Казахстана, и мы всегда будем помнить этот исторический факт», — сообщил президент Токаев.
Старая истина гласит: все познается в сравнении.
В отличие от Белоруссии и Казахстана, Азербайджан не является стратегическим союзником России, не входит в ЕАЭС и ОДКБ. Однако можно ли себе представить, что президент Алиев, встречаясь с представителями высшего американского руководства, однажды будет жаловаться на президента Путина, который, якобы, чуть ли не пытается обмануть союзника? То есть, поступит так, как Александр Лукашенко? И все – лишь бы понравиться США – стране, которая, кстати, пока даже не сняла с Минска санкции, введенные еще более десяти лет назад в связи с американским недовольством ситуацией с демократией и правами человека в Белоруссии.
Таким образом, на этой неделе мы стали свидетелями разных видов разновекторной политики, проводимой бывшими советскими республиками. Мы убедились в том, что многовекторность многовекторности рознь.
Есть, к примеру, многовекторность по-белорусски, сводящаяся к тому, чтобы повышать ставки и собственную капитализацию в глазах Москвы и Вашингтона, играя на противоречиях между ними. Этот настрой Александра Лукашенко, кстати, уловил госсекретарь Помпео, призывавший Минск делать ставку на американский бизнес.
А в ходе визита в Нур-Султан Майк Помпео прозрачно намекнул руководству страны, что, принимая американские инвестиции, Казахстану, дескать, неплохо бы подумать над тем, чтобы отказаться от китайских и российских инвестиций.
Теперь зададимся вопросом: может ли Вашингтон попытаться оторвать Баку от Москвы таким же образом, как на этой неделе Майк Помпео пытался оторвать от нее Минск, Нур-Султан и Ташкент? Могут ли США поставить перед Азербайджаном вопрос: или-или?
Разумеется, это исключено.
Потому что в случае с Азербайджаном мы имеем дело с многовекторностью совсем другого качества.
Баку – это не та обделенная вниманием геополитическая невеста, которая изо всех сил пытается понравиться мировым державам, привлечь к себе их внимание и таким образом решать свои проблемы и добиться самоутверждения в качестве субъекта мировой политики. Баку уже давно дал понять, что принимает только равноправное партнерство с кем бы то ни было, и другое ему можно не предлагать. Потому что на постсоветском пространстве Азербайджан – самодостаточная величина, которая не испытывает дефицита в общении с мировыми центрами силы, страна не находится под американскими санкциями, под которыми оказывалась не только Белоруссия, но и Узбекистан.
Между тем, в активной роли Азербайджана как моста между Востоком и Западом на этой неделе можно было еще раз убедиться в ходе визита в Киев президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана, предложившего, чтобы Украина получала каспийский газ с азербайджанских месторождений.
«Важными для нас являются вопросы диверсификации источников энергоснабжения. Мы обсудили возможность транспортировки каспийского газа по газопроводу TANAP через соответствующие коннекторы в Украину»,— не скрывал своего удовлетворения украинский президент Владимир Зеленский.
Как заявил в прошлом месяце в кулуарах форума в Давосе президент Ильхам Алиев, азербайджанский газ с каспийских месторождений может начать поступать в Европу по проекту «Южный газовый коридор» уже к середине этого года. При этом азербайджанский газ не является конкурентом российскому газу, идущему в Европу. Более того, Москва и Баку не исключают возможности подключения к газопроводу TANAP российского газа.
А вот что заявил осенью прошлого года о сотрудничестве с Азербайджаном госсекретарь Помпео, совершавший на этой неделе свой дипломатический марафон по постсоветскому пространству: «Мы поддерживаем ваши усилия и верим, что экономический успех Азербайджана важен для стабильности и процветания региона». По его словам, успешное энергетическое партнерство Азербайджана и США внесло позитивный вклад в стратегические отношения между двумя странами, в том числе в области экономики, безопасности, прав человека, фундаментальных свобод и демократического управления.
Это признание все окончательно расставляет по своим местам: Азербайджану не нужно суетиться, не нужно расталкивать локтями соседей и биться за внимание Америки.
Он всем уже все доказал.
При этом не менее важно и то, что с Баку по определению невозможна дружба против России.