«Все новые и новые условия и «хотелки» Еревана – это лишь стремление не исполнять данное решение и продолжать контролировать захваченные территории Азербайджана», считает российский эксперт.
Не успели международные наблюдатели подвести итоги дебатов по Карабаху между лидерами Азербайджана и Армении, состоявшихся на Мюнхенской конференции, как Никол Пашинян выступил с новым развернутым заявлением по той же теме.
Правда, на этот раз он выступил у себя на родине, в комфортной обстановке, в отсутствие оппонентов. Что неудивительно – факт его поражения в публичном поединке с азербайджанским лидером Ильхамом Алиевым признала ранее даже сама армянская пресса.
Сидя в студии Общественного телевидения, Пашинян вдруг заговорил так, как не позволял себе говорить в Мюнхене. Он, по сути, резко ужесточил позицию, заявив, что в вопросе нагорно-карабахского конфликта «ни о каких территориальных уступках речи не идет, поскольку нет вопроса территорий, есть вопрос безопасности». И заключил: «Вокруг этого вопроса мы и готовы вести переговоры». Напомним, что в Мюнхене Пашинян как раз говорил о своей готовности к компромиссу с Азербайджаном. Он не мог себе позволить там таких заявлений, поскольку западная аудитория помнит суть Мадридских принципов, которые подписала сама же Армения – вернуть оккупированные территории под контроль Баку в обмен на примирение.
Не исключено, что резкая смена позиции понадобилась армянскому премьеру, чтобы как-то отвлечь внимание публики от своего проигрыша в Мюнхене. Но возможна и другая причина – осталось чуть больше месяца до выборов 31 марта, намеченных в самопровозглашенной республике Нагорный Карабах.
Как передает AZE.az, о том, какова вероятность, что после этих выборов Пашинян опять смягчит риторику, в интервью порталу «Москва-Баку» рассказал российский политолог, руководитель портала PolitRUS Виталий Арьков.
– Пашинян заявил, что в вопросе нагорно-карабахского конфликта «ни о каких территориальных уступках речи не идет, поскольку нет вопроса территорий, есть вопрос безопасности» и заключил: «Вокруг этого вопроса мы и готовы вести переговоры». Означает ли это новую смену его линии по Карабаху? Или Пашинян просто ужесточил риторику в канун выборов в этом квази-государстве, пытаясь провести там своих людей на посты президента и членов парламента?
– С одной стороны господин Пашинян не врет – Армения действительно отказывается уступать Азербайджану Нагорный Карабах. И это едва ли не единственный вопрос, по которому наблюдается солидарность армянского руководства и большинства жителей страны. С другой стороны, хотелось бы «расшифровки» слов господина Пашиняна: он говорит конкретно о самопровозглашенной «НКР» (кавычки – ред.)? Или он включает сюда и оккупированные азербайджанские районы вокруг?
Есть принципиальная разница: по будущему статусу Нагорного Карабаха возможна дискуссия – и Баку готов ее вести. Баку готов обсуждать поэтапное, многоуровневое решение задачи – например, предоставление региону статуса широкой автономии и, возможно, двуязычие, школьное образование на армянском языке.
Что касается оккупированных районов вокруг Нагорного Карабаха, то вопрос давно решен и закреплен документами, подписанными при посредничестве международных наблюдателей – Армения обязана вернуть их Азербайджану. А все, что мы наблюдаем по данному вопросу последние годы, все новые и новые условия и «хотелки» Еревана – это лишь стремление не исполнять данное решение и продолжать контролировать захваченные территории Азербайджана.
– Какова вероятность, что после 31 марта Пашинян вновь совершит зигзаг – и тогда уже последовательно поведет дело к заключению компромисса с Азербайджаном? Ведь тогда «карабахский клан» уже не сможет ему мешать. Говорят, что тогда у Пашиняна будут развязаны руки.
– Никол Пашинян не является выходцем из «карабахского клана» и, более того, ведет с ним жестокую борьбу (он даже применяет очевидные политические репрессии, что, кстати, совсем не вяжется с имиджем борца за свободу и демократию). Но этот факт после прихода Пашиняна к власти дал многим наблюдателям надежду на кардинальное изменение Ереваном позиции.
Поначалу Никол Пашинян и сам делал заявления, укреплявшие веру в то, что именно он помирит армянский народ с соседним азербайджанским. Господин Пашинян и сейчас, как мантру, повторяет слова о необходимости мира. При этом, однако, теперь открыто заявляет, что Армения не будет возвращать территории. Но ведь именно это – главное условие мирного решения конфликта.
Именно поэтому надеяться на то, что после выборов в самопровозглашенной НКР господин Пашинян вдруг вернет Азербайджану Нагорный Карабах не приходится. Против этого выступает подавляющее большинство армян как в самой Армении, так и за ее пределами. Это результат многолетней пропаганды Еревана и тотальной фальсификации исторических фактов.
В медийном пространстве Армении наблюдается целенаправленная работа по приучению мировой общественности, что спорная территория называется «Арцах», что это исконно армянская земля. Целенаправленно из сознания внешних наблюдателей, не говоря уже о собственном народе, вымывается понятие «Карабах». И это важный сигнал. Он свидетельствует об истинных намерениях властей в карабахском вопросе.
– Пашинян провозгласил новые, как он выразился, «Мюнхенские принципы». Видимо, в его понимании, они должны заменить Мадридские принципы. Главный из них – любое решение должно быть «принято народами Армении, Арцаха и Азербайджана». В какой степени Пашиняну удастся продавить «новые принципы» через западных посредников? Ведь в благодарность за его прозападный курс США и Франция готовы тоже помочь Пашиняну?
– Азербайджан остается надежным партнером и союзником России и Турции, с которыми сейчас у Евросоюза и США не самые дружеские отношения. А поскольку нынешние руководители Армении – американские марионетки, то и «пляшут» они так, как того требуют кукловоды из США. Кукловодам важно наказать Баку за его суверенную внешнюю политику. А Карабахский вопрос, как вы понимаете, один из ключевых, если не самый главный.
Именно здесь, в самом болезненном месте, американцы стараются давить на руководство Страны огней, принуждают стать такими же марионетками, как в Армении. Очевидно, что с руководством Азербайджана подобное априори невозможно – и мы это хорошо видим по словам и действиям Баку. Поэтому Запад пытается применять другие свои излюбленные приемы – провокации со стороны оппозиции, попытки организации «цветной революции» с целью незаконного насильственного захвата власти своими марионетками.