В ходе так называемой «апрельской войны» во время конфликта Армении с Азербайджаном ОДКБ даже не сделала официального заявления.
Международные посреднические группы и страны – партнеры Азербайджана весьма неэффективно ищут поиск решения Карабахского конфликта. В результате ситуация по возвращению карабахских земель мало чем отличается от ситуации 90-х годов прошлого века, а в зоне противостояния по-прежнему звучат выстрелы. При этом некоторые соседствующие с Азербайджаном военные блоки порой демонстрируют позицию, которую сложно воспринять как адекватную. Так, например, заявление секретаря ОДКБ Станислава Зяся в интервью армянским СМИ прозвучала как попытка скорее подыграть ожиданиям самих армянских СМИ и вообще Армении, нежели как реальный ответ формального руководителя авторитетного военного блока.
Как передает AZE.az со ссылкой на Vzglyad.az, в тоже время по мнению белорусского военного экспорта Егора Лебедока, под словами Зася о том, что в случае военного конфликта в зоне карабахского противостояния ОДКБ окажет «необходимую помощь Армении», подразумевается оказание дипломатических мер помощи для предотвращения или деэскалации потенциального конфликта. Это могут быть оказание посреднических функций в переговорном процессе, дипломатическая поддержка на международной арене и тому подобное. Касательно серьезных мер, то вряд ли что-то следует ожидать.
«Можно напомнить, что ОДКБ не оказала поддержки Армении даже в виде официального заявления организации во время конфликта с Азербайджаном в апреле 2016 г», – отмечает эксперт.
Визит в Армению и прозвучавшие заявления, по мнению эксперта, являются, помимо обычной официальной работы генерального секретаря ОДКБ, еще и стремлением сгладить прошлогоднюю конфликтную ситуацию с назначением генерального секретаря ОДКБ и укрепить политическое единство ОДКБ.
«Зась не говорит о военной помощи. По словам его словам, ОДКБ выступает за мирное урегулирование конфликта и видит только политический путь решения проблемы в рамках сопредседателей Минской группы ОБСЕ с опорой на нормы и принципы международного права, Устав ООН и Хельсинского заключительного акта. Т.е. речь идет о сугубо дипломатических, в крайнем случае, информационных мерах оказания помощи. Более того, согласно Уставу ОДКБ, при защите на коллективной основе независимости, территориальной целостности и суверенитета государств-членов приоритет отдается политическим средствам», – отмечает эксперт.
Касательно военной составляющей, по словам Е.Лебедока, нужно понимать, что, несмотря на большое количество стран-членов ОДКБ, военное взаимодействие налажено только на двустороннем уровне – беларусско-российская региональная группировка войск (сил) на западе, армяно-российская объединенная группировка войск на Кавказе. Есть в ОДКБ и общие силы – Коллективные силы оперативного реагирования – но их тренировки и применение в большей степени предполагает применение в противодействии терроризму и чрезвычайным ситуациям, нежели отражению масштабной агрессии или задействованию в вооруженных конфликтах наподобие Карабахского.
«Т.е. военное содействие, в случае войны Армении и Азербайджана, может оказывать сугубо Россия, а не Беларусь, Казахстан или другая страна ОДКБ. Но и оказание со стороны России военной помощи в ситуации вооруженного конфликта Армения-Азербайджан тоже, на мой взгляд, сомнительно.
Урегулирование конфликта, в случае его возможного обострения, будет только в политической плоскости, при условии, что в конфликт не будут вмешиваться военными силами (регулярными или иррегулярными) другие стороны, например, западные страны», – заявил Е. Лебедок.