Азербайджан избежал «итальянского», «корейского» и «иранского сценариев» по распространению коронавируса.
О мерах по предотвращению распространения нового заболевания в Азербайджане и их значении для страны и внешнего мира, включая Россию, размышляет политический обозреватель Сергей Строкань – специально для портала «Москва-Баку».
Эпидемия коронавируса, охватывающая все новые страны и регионы, бросила новый вызов современному миру, поставленному перед уравнением со многими неизвестными. Государства Запада и Востока вынуждены искать решение в экстремальных условиях, чтобы избежать гуманитарной катастрофы, обрушения мировой экономики и появления нового мощнейшего фактора геополитической дестабилизации.
Начинавшаяся как «угроза с Востока», сегодня эпидемия воспринимается и как «угроза с Юга»: в списке самых неблагополучных стран вместе с Китаем, Южной Кореей и Японией оказались Италия и Иран. Превращение Ирана в глобальный центр эпидемии коронавируса становится новым вызовом и для соседнего Азербайджана – одного из самых оживленных перекрестков Евразии.
Задача первостепенной важности, которую решают в Баку – сделать так, чтобы Азербайджан оставался неприступной цитаделью для коронавируса, и при этом не допустить продвижения эпидемии в Европу и на постсоветское пространство, прежде всего, в Россию.
Ситуации в мире целом выглядит все более угрожающей, подтверждением чего служит обновляемая в ежедневом режиме статистика Всемирной организации здравоохранения: количество заболевших в конце февраля – начале марта только за одну неделю выросло более чем на 10% и вплотную приблизилось к отметке 100 тыс. человек.
При этом динамика заболевания и его масштаб пока не позволяют сделать универсального однозначного вывода о том, почему одни страны пострадали больше, а другие – меньше.
Как минимум, нельзя говорить о том, что самыми неблагополучными с точки зрения распространения заболевания становятся страны отсталые, в то время как к развитым и благополучным государствам зараза не прилипает.
Оказывается, что еще как прилипает – подтверждением этого служит ситуация в Южной Корее, Японии и Италии, ухудшающаяся с каждым днем. Число зараженных в Южной Корее на этой неделе превысило шесть тысяч человек – при том, что еще 18 февраля их было лишь 31. На фоне взрывного роста числа заболевших около полутора миллионов подписей собрала петиция за отставку президента Мун Чжэ Ина, которого обвиняют в нежелании принять жесткие меры для борьбы с эпидемией.
Добавим, что в Японии на начало марта было около тысячи зараженных, в Италии – порядка двух тысяч.
Как передает AZE.az, все познается в сравнении. На фоне других государств, где число пострадавших идет на сотни и тысячи, Азербайджан эпидемия практически не затронула. По состоянию на данный момент, в стране выявлены лишь три случая заражения: показатель ничтожный, близкий к нулю. Один из заболевших – гражданин России, двое — граждане Азербайджана, все заболевшие до этого находились в Иране. Еще около 500 человек, прибывших из-за рубежа, были помещены на карантин.
То есть, не отгораживаясь от внешнего мира «карантинным занавесом», стране удается не впустить в себя эпидемию.
И это несмотря на то, что одна из главных угроз, идущих с Юга, находится у Азербайджана под боком.
Речь о ближайшем соседе — Иране, буквально за пару недель превратившемся в новый глобальный центр эпидемии.
Иран вместе с Италией – это и есть та самая коронавирусная «угроза Юга», которая совершает свою экспансию параллельно с «угрозой с Востока». Еще во второй половине февраля в Иране сообщали о единичных случаях заражения, а эпидемией охвачены ведущие провинции Исламской республики. В стране самая быстрая в мире динамика распространения заболевания, при этом по числу жертв Иран уже вышел на второе место в мире после Китая. Как следует из официальных заявлений, для борьбы с эпидемией в ближайшие дни проверку должны будут пройти десятки тысяч человек.
В этой ситуации правительство Азербайджана в качестве одной из первоочередных мер приняло решение с 29 февраля на две недели закрыть границу с Ираном и создать необходимый коридор, действующий в обе стороны: для выезда граждан Ирана, находящихся на территории Азербайджана, и приезда обратно в Азербайджан находящихся в Иране азербайджанских граждан. В конце февраля «Азербайджанские авиалинии» были вынуждены приостановить воздушное сообщение с Исламской Республикой.
Для предотвращения случаев заражения с 3 по 9 марта были отменены занятия во всех учебных заведениях страны.
В ходе переговоров с Китаем, Германией и другими странами достигнута договоренность о поставке в Азербайджан необходимого диагностического оборудования и препаратов.
С отдельным заявлением, призванным устранить почву для панических настроений и дезинформации, распространяемой, в том числе, по каналам социальных сетей, выступил президент страны Ильхам Алиев. Его оценки расставляют многие точки над i.
«Я еще раз хочу заверить азербайджанскую общественность в том, что правительство Азербайджана принимает все необходимые меры. Судя по сегодняшней ситуации, нет никаких серьезных оснований для беспокойства. Ни у одного гражданина, находящегося на карантине, не выявлено ни одного признака болезни. И если их здоровье будет в норме, после необходимого срока они будут выписаны домой», — заверил президент. Не обошел он стороной и возникшую нехватку масок в аптеках. «Найти этому объяснение невозможно. Потому что у нас есть достаточный запас масок», – заявил Ильхам Алиев, сообщив о том, что всем правоохранительным органам дано указание в случае обнаружения подобных фактов применять самые строгие меры наказания граждан, допустивших подобную ситуацию.
«В отношении элементов, которые для удовлетворения своей жадности, используя нынешнюю ситуацию, прибегают к грязным делам, следует применять очень строгие меры наказания», — подчеркнул Ильхам Алиев.
Обращает на себя внимание, что эпидемия коронавируса не превратила Азербайджан в «осажденную крепость». Основные ограничительные меры предпринимаются на иранском направлении, сообщение с Италией, Южной Кореей, Японией и другими странами мира не закрыто.
Обратим внимание, что воздушное сообщение Москва-Баку действует в обычном режиме. Самолеты продолжают летать, в очередной раз подтверждая устойчивость стратегического партнерства двух стран и его невосприимчивость к внешним потрясениям и угрозам.
Прокомментировал ситуацию с коронавирусом в своей стране и премьер-министр Армении Никол Пашинян. Как и для Азербайджана, для Армении главным источником опасности сегодня является Иран, однако в Ереване реагируют на исходящую из этой страны угрозу несколько иначе: страна не может себе позволить закрыть границу с Ираном, как это сделал Азербайджан, учитывая непростое состояние, в котором находится армянская экономика. Сам премьер Пашинян высказался по этому поводу весьма откровенно. «Мы не можем полностью запретить грузоперевозки с Ираном. Это может привести к определенным потрясениям на рынке, чего нельзя допустить», — заявил он в прямом эфире в Facebook.
При этом Никол Пашинян напомнил, что две из четырех границ Армении – границы с Турцией и Азербайджаном закрыты.
Добавим, что закрытие еще одной, третьей границы с Ираном, в самом деле, привело бы к фактической изоляции страны: при таком сценарии осталась бы открытой лишь наименее значимая с экономической точки зрения граница с Грузией.
Таким образом, эпидемия коронавируса неожиданным образом напомнила о сложных реалиях Закавказского региона, где неурегулированный конфликт в Карабахе и конфликт столетней давности в отношениях Анкары и Еревана мешают государствам выступать единым фронтом в критических ситуациях, затрагивающих вопросы жизни и безопасности их граждан.
Как бы то ни было, несмотря на всю опасность и коварство эпидемии, способного нанести удар где угодно и кому угодно, главный вывод сегодня можно сформулировать так: Азербайджан избежал «итальянского», «корейского» и «иранского сценариев».
При этом страна не стала источником опасности ни для Севера, ни для Юга, ни для Запада, ни для Востока.