Что будет с манатом после обвала цен на нефть?

Произойдет ли обвал нацвалюты после падения цен на нефть, срыва сделки ОПЕК и нарастающей пандемии коронавируса?

На снижение курса маната сегодня идти нельзя, но в долгосрочном тренде, если валюты основных партнеров Азербайджана по ненефтяному экспорту – России, Казахстана, Турции, Ирана и Грузии, заметно снизятся, об ослаблении национальной валюты можно будет задуматься. Об этом заявил в интервью Sputnik Азербайджан заместитель директора Русской школы экономики UNEC, доктор наук, профессор Эльшад Мамедов, комментируя последнюю ситуацию но нефтяном рынке, повлиявшую на резкое падение курса российского рубля.

Напомним, что отсутствие договоренности по итогам проведенной 6 марта встречи министров стран ОПЕК и ОПЕК+ привело к резкому падению цен на нефть. Курс российского рубля и казахстанского тенге в результате начали снижаться по отношению к доллару. Майский фьючерс марки Brent утром в понедельник упал на 28,69%, до 32,28 доллара за баррель, а апрельский фьючерс WTI — на 31,35%, до 28,33 доллара. Позднее снижение котировок Brent и WTI замедлилось примерно до 22%.

Ослабления или девальвации маната в связи с резким падением цен на нефть в Азербайджане, до конца года не будет, уверен Мамедов. Эксперт убежден, что нельзя допускать снижения курса национальной валюты, несмотря на снижение курса валют региональных стран.

“Создавшаяся ситуация – это палка о двух концах. С одной стороны, мы не можем допустить падения национальной валюты, потому что у нас, во-первых, слишком сильная импортозавимость на местном рынке. Во-вторых, не стоит забывать, что нестабильность национальной валюты – это серьезная проблема для инвестиций в экономику страны”, – отметил Мамедов.

Поэтому на снижение курса маната сегодня идти нельзя, но если валюта наших основных партнеров по ненефтяному экспорту, то есть России, Казахстана, Турции, Ирана и Грузии будет падать, то в более долгосрочной перспективе можно будет задуматься об ослаблении маната, считает профессор.

“До конца года крайне необходимо удерживать стабильным азербайджанский манат, – переход сегодня на свободно плавающий курс будет крайне неправильным шагом, так как может расшатать всю экономическую стабильность в стране. Да и в целом, идея о плавающем курсе национальной валюты является утопической”, – считает доктор экономических наук.

Даже в случае необходимости ослабления курса национальной валюты, делать это надо фиксированно, не хаотично и предсказуемо. Но в ближайшее время идти на девальвацию в любом случае не стоит, убежден Мамедов.

Относительно нынешнего коридора цен на нефть в 30-35 долларов за баррель, то это, по мнению эксперта, не реальная цена, и будет отскок в сторону роста.

“Нынешняя цена на нефть на мировом рынке, – спекулятивная, и она поднимется до уровня 40-45 долларов за баррель”, – считает экономист.

Действия же российской стороны по отказу от сокращения добычи нефти, являются абсолютно продуманными, так как держать нефть на уровне 60 долларов за баррель сейчас, означает уступать рынки американской сланцевой нефти, уверен профессор.

Глава российского Министерства энергетики Александр Новак 6 марта заявил об истечении с 1 апреля обязательств по сокращению добычи нефти странами — членами сделки ОПЕК+. Москва так и не согласилась на предложение картеля дополнительно снизить производство из-за распространения нового типа коронавируса: Россия предлагала сохранить существующие условия, а Саудовская Аравия — дополнительно сократить добычу нефти. Министр предупредил, что рынок может эмоционально отреагировать на сообщения о прекращении сделки.

“Этот ход является достаточно продуманным. Все равно ограничения в формате ОПЕК+ приводили к увеличению американской нефти на рынках. То есть, являлись поддержкой американской сланцевой революции. Этот шаг привел к резкому обвалу, но затем – росту коридора в 40-45 долларов за баррель нефти. Учитывая, что российский бюджет сверстан в данном коридоре, для российской экономики фатальных последствий не будет”, – отметил азербайджанский экономист.
По мнению Мамедова, Азербайджану и в дальнейшем надо развивать политику импортозамещения, осуществлять политику защиты внутреннего рынка, усилить контроль за трансграничным движением капитала и увеличить инвестиции в экономику, в том числе за счет золотовалютных резервов страны.

Бюджет Азербайджана в 2020 году сверстан из расчета 55 долларов за баррель. Курс национальной валюты со стороны Центрального банка Азербайджана установлен на уровне 1,7 долларов за манат.

Напомним, что соглашение ОПЕК и не входящих в организацию стран (ОПЕК+) о сокращении добычи нефти действует с начала 2017 года. Оно неоднократно продлевалось, а условия менялись. Так, до конца 2019-го договоренность предусматривала сокращение добычи на 1,2 миллиона баррелей в сутки от уровня октября 2018 года, а в первом квартале 2020-го альянс сокращает добычу на 1,7 миллиона баррелей.