По словам постпреда России при ОБСЕ, «мы ожидаем в ближайшее время приезд сопредседателей (в Вену – прим.ред.) для информирования участников Минской группы, там будут подводиться некоторые итоги».
Ситуация в нагорно-карабахском конфликте, мягко говоря, непростая. Об этом заявил постпред России при ОБСЕ Александр Лукашевич, отвечая на вопрос “Москва-Баку” относительно ситуации в нагорно-карабахском урегулировании, а также возможности принятия в ближайшее время конкретных решений по карабахскому процессу, передает AZE.az.
“Касательно тех тенденций, которые мы наблюдаем после встречи министров иностранных дел Азербайджана и Армении, мне пока сложно говорить. Тема сложная, многогранная, ей предметно занимается «тройка» сопредседателей Минской группы, которая посещает регион, докладывает действующему председательству. Мы ожидаем в ближайшее время приезд сопредседателей (в Вену – прим.ред.) для информирования участников Минской группы. Там будут подводиться некоторые итоги.
Безусловно, ситуация непростая, мягко скажем. Но рецидивов крупных нет, вооруженные действия преодолены. И, на мой взгляд, я могу об этом судить по дискуссиям в постоянном совете, полемика между конфликтующими сторонами немножко потеряла остроту. Мне кажется, стороны будут стремиться к тому, чтобы использовать дальнейшие возможности по созданию условий для серьезных дискуссий по параметрам политического урегулирования. Я бы вас ориентировал также на согласованные заявления «тройки» сопредседателей Минской группы ОБСЕ, которые пользуются поддержкой всех 57 государств-участников”.
Кроме того, отвечая на вопрос о том, можно ли считать сегодня Хельсинкский заключительный акт, принятию которому в этом году исполняется 45 лет, реально действующим и действенным документом (в том числе для карабахского урегулирования), когда сегодня страны пытаются использовать его в своих интересах, порой опуская некоторые его принципы и выпячивая другие, как, например, действует Армения в вопросе карабахского урегулирования, Лукашевич ответил:
«Что касается Хельсинкского заключительного акта, он касается всех конфликтных ситуаций. Другое дело, что некоторые страны, конечно, предпочитают селективно смотреть на этот основополагающий документ, выдергивая оттуда отдельные принципы, чем грешат и наши коллеги.
Я бы хотел здесь обратить внимание на то, что с особым усердием селективно использует в своих заявлениях представитель Соединенных Штатов. Я не хочу создавать сейчас дополнительную рекламу господину Гилмору (постпред США при ОБСЕ – прим. ред.). Та селективность, с которой он подходит к цитированию отдельных принципов Хельсинкского заключительного акта, говорит о том, что, безусловно, многие государства используют в своих политических интересах этот основополагающий документ, который предполагает целостность всех десяти принципов и сопутствующих решений, которые принимались в 1975 году и развивались дальше в решениях нашей организации.
Хочу напомнить, что шагом вперед по продвижению принципов принципов Хельсинки стала Хартия Европейской безопасности 1999 года и оперативная часть этой Хартии – платформа безопасности, основанная на сотрудничестве, которая предполагала создание механизмов взаимодействия между региональными и субрегиональными международными организациями. В этом и был замысел приподнять роль ОБСЕ в региональных и международных делах.
Напомню, что платформа как раз предлагалась нашими европейскими коллегами – Европейским Союзом. И теперь, когда мы попытались в Братиславе в прошлом году напомнить всем государствам-участникам об обязательствах вокруг этих документов, к сожалению, наше предложение было свернуто, что, в общем-то, достаточно тревожно.
Если попытаться сейчас всеобъемлюще посмотреть на Хельсинкский заключительный акт, попытаться переподтвердить обязательства, я пока гипотетически говорю, это, наверное, следует сделать в рамках, по крайней мере, постоянного совета, а может быть даже и на более высоком уровне, то я не исключаю, что те страны, которые занимаются селекцией этих принципов, найдут вопросы и к такому основополагающему документу, попытаются подойти со своими особыми политическими мерками.
Мы будем сторонниками того, чтобы отметить 45-летие Хельсинкского заключительного акта хотя бы декларативным заявлением всех 57 стран ОБСЕ о том, что акт остается единым неделимым документом, который определяет настоящее и будущее нашей организации”.
Вместе тем Лукашевич указал на то, что “сегодня ОБСЕ живет духом усиливающейся конфронтации и разделением государств-участников на тех, кто предан и продолжает верить в Хельсинкский заключительный акт как основополагающий документ, который регулирует деятельность этой организации наряду с другими принятыми решениями, и теми, кто потихонечку отказывается от того пути, который был намечен 45 лет назад, для чего, cобственно, и создавалась организация – для того, чтобы поддерживать безопасность и сотрудничество между государствами на равноправной основе”.