По мнению российского военного эксперта, при покупке вооружений Азербайджан ориентируется только на качество. Наша страна в вопросах безопасности исходит из национальных интересов.
Как передает AZE.az, Armiya.az публикует интервью с российским военным экспертом Дмитрием Литовкиным.
– В конце прошлого года президент Азербайджана анонсировал продолжение и выход на новый уровень военно-технического сотрудничества между Баку и Москвой. Его слова подтвердили высокопоставленные чиновники, ответственные за экспорт вооружений. Как вы оцениваете уровень военно-технического сотрудничества между нашими странами?
– Прежде всего, нужно отметить тот факт, что Азербайджан сегодня является одним из главных военно-технических партнеров России на постсоветском пространстве наравне с Беларусью и Казахстаном. Это очень важно. Азербайджан ведет самостоятельную внешнюю политику, поэтому сотрудничество между Баку и Москвой носит уже геополитический характер. И важно, что в ответ Москва ориентируется на запросы азербайджанской политики по вопросам обеспечения своей внешней безопасности.
– Какие виды вооружений может Россия предложить Азербайджану в текущем году?
– Азербайджан в вопросах безопасности исходит из национальных интересов. Например, Баку приобретает израильское вооружение, итальянские учебно-тренировочные самолеты Aermacchi M-346. У России есть своя ниша – Москва поставляет Азербайджану бронетанковое вооружение и комплектующие. Видимо, этого пока достаточно.
– Помимо поставок готовой продукции из России, Азербайджан производит совместно с Россией многие типы вооружений. Это и стрелковое оружие, и прицелы, недавно был открыт завод по ремонту бронетехники и сервис по ремонту вертолетов. Возможно ли, что дальнейшим шагом по ВТС станет совместный выпуск БТР и БМП?
– При том количестве бронетехники, а мы говорим о сотнях единиц танков, БМП, САУ, страна просто обязана иметь ремонтные предприятия, которые будут поддерживать эту технику в постоянной боевой готовности. Если у Азербайджана будет желание производить свою бронетехнику и выходить с ней на внешний рынок, конечно же, придется соблюдать лицензионные правила. Но, в целом, я здесь больших проблем не вижу. Но пока что дешевле покупать и модернизировать под свои нужды.
– Под конец прошлого года в российских СМИ появилась информация о том, что Баку якобы заинтересовался закупкой Су-57. Но пока что азербайджанские ВВС ограничились приобретением итальянских Aermacchi M-346. С чем может быть связано подобное решение?
– Итальянский самолет – это брат-близнец российского Як-130, который на сегодняшний день является основным учебно-тренировочным самолетом для российских ВКС. Эти машины имеют такую отличительную черту, как возможность программирования полетного задания. Это дает возможность почувствовать пилоту особенности управления более серьезными аппаратами, истребителями 4-го, 5-го поколения. И учиться на них можно, ведь машина, собственно, для этого и предназначена. Но все равно, Су-35, Су-57 – это другое. Без соответствующей подготовки, заточенной под пилотирование именно этих машин, сесть за их штурвал будет невозможно.
– Но есть еще и такое мнение, что итальянские «птички» хороши для горной местности, каковой и является карабахский театр военных действий.
– Aermacchi M-346 могут использоваться как легкие штурмовики. Не знаю, реализована ли эта опция у самолетов, которые заказал Азербайджан, но у Як-130 она точно реализована. При этом, автоматизация полетного задания позволяет выполнять автономный полет в сложных условиях, в том числе, с огибанием рельефа местности, что очень важно в горных условиях, когда помимо управления на пилоте лежит задача определения целей, направления удара и т.д. А тут машина будет сама вести по маршруту, который закладывается заранее. И есть еще немаловажный момент – вылет такого самолета обходится в разы дешевле в отличие от Су-35 или Су-57. Это будет серьезная экономия для азербайджанских ВВС.
– Начиная со второй половины 2000-х годов, Россия поставила в Азербайджан сотни единиц военной техники. Сотни танков, БТР и БМП, десятки САУ «Вена» и «Мста», ПТРК «Корнеты», «Хризантемы», ТОС «Солнцепеки». По вашему мнению, насколько эта техника все же эффективна в условиях сложнопересеченной местности?
– Если Министерство обороны Азербайджана заказывает именно эту технику, значит, там прекрасно уверены в ее пригодности. Тем более, что за годы СССР и постсоветский период эта техника в различных своих модификациях прошла испытания боем в Афганистане, она воевала в Ираке, сегодня воюет в Сирии, Ливии. И статистика здесь говорит, что более простой и надежной техники просто не существует. Например, после оккупации Ирака американцами, Багдад был вынужден закупать «Абрамсы». А что происходит сейчас? Иракцы покупают Т-90. Они заказывают тот же «Солнцепек». Поэтому с уверенностью могу сказать, что выбор Министерства обороны Азербайджана вполне обоснован. Тем более, что часть азербайджанских военнослужащих проходила обучение в советских/российских военных ВУЗах, они знают эту технику. В конце концов, играет роль фактор языка – мы можем быстрее договориться, чем ежели общались бы через переводчика.
– Поскольку была упомянута Сирия, то там были испытаны новейшие системы РЭБ «Красуха», недавно на вооружение поступили комплексы «Палантин» и «Самарканд». Что из них может предложить Россия Азербайджану?
– Системы РЭБ выставляются на внешний рынок. Вопрос с том, в какой комплектации они могут быть предложены. Потому что РЭБ сегодня – это сложные технологические системы, узкоспециализированные на отражение дальних угроз. И, тем более, что российские системы «заточены» под противодействие западным системам. С какой страной НАТО может быть у Азербайджана конфликт? Если же эти системы нужны для выключения электроники другого противника, то они должны изготавливаться в индивидуальном порядке.