Тегеран до пандемии коронавируса имел весьма развитые и интенсивные торгово-экономические отношения с Арменией, хотя несколько раз сам или вместе с Организацией Исламского Сотрудничества осуждал оккупацию азербайджанских земель, называя Армению страной-агрессором.
Что бы ни говорили представители официального Тегерана, все равно, какой-то осадок неудовлетворенности и сомнения остаются – ведь такое случается не впервые.
Напомним, что на прошлой неделе были выявлены новые факты, доказывающие существование серьезных торгово-экономических связей между Ираном и карабахским сепаратистским режимом.
Как всегда, государственные и правительственные представители Ирана начали все отрицать, назвав все это лживой армянской провокацией, направленной на осложнение азербайджано-иранских отношений. И мы вовсе не отрицаем, что в принципе армяне способны на подобные шаги, но еще раз заметим, что о торгово-экономических отношениях между Ираном и сепаратистским карабахским режимом пишется или же показывается не впервые.
Как передает AZE.az со ссылкой на Axar.az, всем довольно хорошо известно, что Тегеран до пандемии коронавируса имел весьма развитые и интенсивные торгово-экономические отношения с Арменией, хотя несколько раз сам или вместе с Организацией Исламского Сотрудничества осуждал оккупацию азербайджанских земель, называя Армению страной-агрессором. Но это не помешало ему сохранить самые широкие, даже теплые отношения с этой страной…
«Тонущий хватается за соломинку» – да, иной раз именно так охарактеризовал бы поведение нашего южного соседа Ирана любой политический аналитик. Дело в том, что после падения шахского режима, монархии, Иран находится под тяжелым экономическим прессингом, его постоянно стремятся изолировать от государств мира, даже региона. Поэтому у Тегерана шансы выбирать своих партнеров не такие уж большие.
Надо сказать, что Азербайджан с достаточным пониманием относился и до сих пор продолжает относиться к существующему положению дел, хотя если бы Иран также присоединился к политике изоляции Армении, агрессор не выдержал бы такого натиска.
Однако, к большому сожалению, Тегеран не проявляет такую солидарность с Баку и Анкарой, каждый раз мотивируя это тем, что тяжелое социально-экономическое положение заставляет его использовать даже малейшую возможность, хотя товарооборот с Ереваном составляет всего несколько сотен миллионов долларов, которые готов компенсировать Баку: Азербайджан предлагал и по сей день продолжает предлагать Ирану больше помощи и возможностей для взаимовыгодного сотрудничества.
Напомним, что для реализации транзитного-транспортного коридора Север – Юг Баку выделил Тегерану 500 миллионов долларов! Даже когда началась пандемия коронавируса, южному соседу было выделено еще 5 миллионов долларов!..
Но терпение Азербайджана имеет определенный предел: если терпеть отношения Тегерана с Ереваном Баку еще как-то может, то касательно отношений с сепаратистским карабахским режимом, который продолжает свою незаконную и преступную деятельность на оккупированных азербайджанских землях, нельзя сказать того же.
Чуть выше мы напомнили несколько деталей, характеризующих отношение Баку к Тегерану – оно дружелюбное и искреннее. Но, к большому сожалению, наши двусторонние отношения весьма асимметричные, то же самое трудно утверждать об ответном отношении Тегерана: тут все наоборот…
Да, Тегеран постоянно стремится корректировать внешнюю и внутреннюю политику Баку, как говорится, на свой лад. Не имея никаких веских оснований и аргументов, называет Азербайджан проамериканской или произраильской страной, хотя те же США или соседняя Россия воспринимают всерьез военно-политическую ориентацию Баку, с уважением относятся к его нейтральной политике, свидетельством чего является такое обстоятельство, что натовские и российские генералы для встречи постоянно выбирают Баку.
Есть такая поговорка, что география есть судьба. Поэтому Баку в первую очередь, стремится налаживать нормальные отношения со своими соседями, т.к. именно эти отношения являются фундаментом или же залогом процветания нашей страны. Но мы должны суметь отстаивать наши региональные интересы и суверенные права, в противном случае они не будут учитываться, в первую очередь, нашими региональными соседями. Вдобавок, тут специфика региона такова, что его государства в большей степени считаются с силой.
Конечно, Азербайджан – небольшое государство, и ему трудно состязаться в силовой плоскости с такими странами, как Иран и Россия. Но сила в политике – многогранное явление, и по многим параметрам Баку также является одним из важных геополитических компонентов региона. Это учитывают Москва и страны Запада, понятно, что то же самое должен сделать и Тегеран…