«Слова Сергея Лаврова о том, что обсуждается какой-то план, лично я воспринял положительно. Сейчас нужно взаимодействие, чтобы выйти из тупика», подчеркивает российский политолог.
В Армении началась новая волна обсуждений вокруг заявления министра иностранных дел России Сергея Лаврова от 22 апреля. Глава МИД Армении Зограб Мнацаканян на заседании комиссии по внешним делам армянского парламента опроверг своего российского коллегу и, в целом, назвал неприемлемым для Армении план, озвученный Сергеем Лавровым. Напомним, что речь шла о поэтапном подходе к процессу урегулирования нагорно-карабахского конфликта. «На первом этапе решение наиболее актуальных проблем – освобождение нескольких районов вокруг Нагорного Карабаха и разблокирование транспортных, экономических и других связей».
Зограб Мнацаканян заявил армянским депутатам, что очень важно сформировать пакетную структуру, в которой обязательства сопоставимы и подконтрольны. «Повторяю, если предполагается, что должна быть поэтапная версия, в которой одна сторона выполняет свои обязательства в большей степени, не получая сопоставимых шагов с другой стороны, она нарушает свои позиции безопасности. Такая реализация невозможна».
Как пишет ереванское издание Verelq, «резонанс вызвало то, что мало того, что на столе переговоров есть конкретный документ, наличие которого премьер-министр Никол Пашинян ранее опровергал, так еще и армянская сторона (если верить Лаврову) обсуждает поэтапное урегулирование, против чего ранее категорически выступала. Ведь «поэтапное урегулирование» в трактовке Баку подразумевает возвращение армянской стороной некоторых «освобожденных» (кавычки наши – ред.) территорий и лишь затем обсуждение вопроса статуса (Карабаха)».
«При этом примечательно, что премьер Пашинян, любящий комментировать в прямом эфире все важные и не очень вопросы общественно-политической жизни страны, предпочел никак не комментировать заявления Лаврова ни по Карабаху, ни по причинам, из-за которых якобы Россия не идет на снижение цены на поставляемый Армении газ… Складывается ощущение, что премьер решил сконцентрироваться лишь на борьбе с коронавирусом и звонкам гражданам по вопросу коммунальных платежей, и не комментировать «второстепенные вопросы».
… И хотя даже Лавров не говорит, что армянская сторона согласилась с поэтапным планом урегулирования конфликта, однако извилистые заявления главы МИД, а также противоречащие друг другу заявления премьера Пашиняна выглядят странно на фоне четкой линии официального Баку в переговорном процессе: урегулирование возможно лишь в рамках сохранения территориальной целостности Азербайджана», – отмечает армянское издание.
Как передает AZE.az, профессор Российской Академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС), доктор политических наук Александр Михайленко прокомментировал для Media.Az ситуацию вокруг карабахского урегулирования.
– Несколько дней назад министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил, что на столе переговоров лежит поэтапный план урегулирования карабахского конфликта. Глава МИД Армении, в свою очередь, заявил, что этот план для Еревана не подходит, и они с ним не согласны…
– Действительно, существует два подхода к урегулированию. Поэтапный план, который поддерживает Азербайджан, и пакетный, за который выступает Армения. Каким образом совместить эти подходы? Это как раз суть переговорного процесса. Есть открытая дипломатия, а есть и элементы «тайной дипломатии», когда без шума обсуждаются наиболее спорные моменты. Конечно, мгновенно решить не получится, об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что переговоры длятся не первый десяток лет.
Обе стороны понимают необходимость урегулирования. Я предполагаю, что имеются определенные подвижки в форме каких-то проектов, но не готовых документов. Слова Сергея Лаврова о том, что обсуждается какой-то план, лично я воспринял положительно. Сейчас нужно взаимодействие, чтобы выйти из тупика.
– Как вы думаете, может ли быть элементом «тайной дипломатии», о которой вы сказали, цена на российский газ? Ереван и Москва не могут договориться, и некоторые аналитики в Армении считают это средство давления со стороны России.
– Маловероятно. Цена на энергоносители в мире меняется, спрос падает. Так что понятно желание Армении, да и той же Беларуси, получать газ по низкой цене. В целом, хочу подчеркнуть, что Россия хочет сохранять и углублять союзнические отношения со странами постсоветского пространства.
– Если резюмировать нашу беседу: когда глава МИД России говорит, что на столе переговоров есть определенный план урегулирования, то ему нужно верить?
– Ну, раз он говорит, то да. Другое дело, что понимать под этим планом? Возможно, стороны уже о чем-то договорились, просто пока публично не заявляют об этом? Или же переговорный процесс продолжается, но есть некоторые достижения? Так что трудно сказать на какой стадии проработки находится документ.