Переход в последние годы Азербайджана на рельсы ненефтяного сектора, имеющиеся валютные резервы, ставшие «подушкой безопасности» для экономики, позволили Азербайджану справляться с ударом сегодняшнего кризиса или, по крайней мере, смягчить этот удар.
Азербайджан лучше других стран Закавказья справляется с последствиями пандемии коронавируса. И все благодаря централизованной власти, прагматичной политике официального Баку, сформировавшего «подушку безопасности» в виде валютных резервов на случай форс-мажора, а еще акцента Азербайджана как нефтедобывающей страны на стратегическом развитии ненефтяного сектора экономики в последние годы. Эти факторы директор Центра постсоветских исследований Института международных исследований МГИМО МИД России, Чрезвычайный и Полномочный посланник РФ в Азербайджанской Республике (1999 – 2002 гг.) Станислав Чернявский считает главными в вопросе – почему Азербайджану сегодняшний кризис не так страшен, как другим странам Южного Кавказа.
Как передает AZE.az, об этом Станислав Чернявский рассказал в интервью порталу «Москва-Баку».
– Станислав Иванович, мир вступил в непростое время. Сегодня тезис о том, что он уже не будет прежним, стал одним из центральных. Государства переживают мировой кризис в связи с пандемией, а также недавним падением цен на нефть. Ваше мнение относительно того, что происходит.
– Очевидно, что мировые державы не были готовы к пандемии. Мир увидел, что количество атомных бомб и авианосцев не определяет готовность к защите населения от вируса, не определяет судьбу населения государства. Неуважение к природе, попытки глобального вмешательства в нее без учета последствий, негативно ударили по человечеству. Неготовность государств отразилась на всем – от экономики до элементарных вещей в работе здравоохранения, например, обеспечении населения медицинскими масками. Казалось бы, уж куда проще.
Вместе с тем, я не считаю, что геополитическая карта каким-то глобальным образом изменится после пандемии. Мы видим, что Россия выступила на G20 с таким созидательным предложением отказаться от санкций в отношении стран в период пандемии. Но однозначной реакции на эту инициативу не было. То есть в принципе все осталось в том же ключе, что и раньше.
Есть и еще момент. Предполагаю, что коронавирус, судя по всему, на длительное время породит недоверие между людьми. Это видно сейчас, по поведению на бытовом уровне. Когда идешь по улицам Москвы и встречаешь какого-то, невольно замечаешь, как человек пытается резко обойти другого, как-то сразу уйти в сторону. С учетом того, что речь идет о наступлении в перспективе второй волны пандемии, эта тенденция к недоверию, разобщению будет только усиливаться. И здесь очень важно, чтобы акторы мировой политики предложили бы консенсусную программу, приемлемую для всех и прокладывающую путь мировому сообществу к будущему. Допустим, это могла бы быть программа, посвященная охране окружающей среды. И в этой связи хотел бы сказать. Смотрите, ведь Азербайджан – нефтедобывающая страна. У нефтедобывающих стран особенно остро встает вопрос сохранения благоприятной экологии. И за последние годы в Азербайджане было много сделано для улучшения экологической составляющей и защиты природы.
– Азербайджан на фоне остальных государств Закавказья неплохо справляется с последствиями пандемии коронавируса. Если в Грузии абсолютно просел туризм и ей помогают международные структуры, который по сути и кормит государство, а в Армении вообще объявили о рецессии экономики, то у Азербайджана есть «подушка безопасности». Более того, Азербайджан помогает и другим государствам в борьбе с пандемией. Насколько действительно такая расстановка сил, на Ваш взгляд, реальна?
– Азербайджан сегодня является признанным лидером региона по самым разным направлениям. То, что на сегодняшний день сделано в Азербайджане, другим странам Закавказья, на мой взгляд, и не снилось. Азербайджан обладает устойчивой политической системой, выстроенной в свое время Гейдаром Алиевичем Алиевым, заложившей основу для уверенного развития независимого Азербайджана. Эти основы государственного строительства, принципы Гейдара Алиева были продолжены, развиты и углублены Ильхамом Гейдаровичем Алиевым. Реформы, проводимые им в последние годы, дали возможность легче перенести государству, экономике, обществу страны происходящие сейчас кризисные явления. Когда я говорю о реформах, то имею ввиду прежде всего переход Азербайджана на активное развитие ненефтяного сектора, что стало принципиальной, стратегической задачей государства. Буквально на днях Ильхам Алиев заявил о завершении нефтяной эпохи в Азербайджане. Это, безусловно, мудрое решение, ставшее свидетельством понимания официальным Баку существующих вызовов, стоящих перед экономикой страны и мировой экономикой и предупреждения этих вызовов.
Переход в последние годы Азербайджана на рельсы ненефтяного сектора, имеющиеся валютные резервы, ставшие «подушкой безопасности» для экономики, позволили Азербайджану справляться с ударом сегодняшнего кризиса или, по крайней мере, смягчить этот удар. Мы видим, что сегодня государство выделило большие средства на борьбу с последствиями пандемии, куда входит помощь как населению, так и пострадавшему бизнесу. Кроме того, учрежден Фонд по борьбе с коронавирусом, в котором также растет финансовая помощь. Уверен, что Азербайджан справится с этим кризисом и как всегда пойдет вперед уверенной поступью.
Вместе с тем, мы видим, что Азербайджан по мере своих сил помогает и миру. Как человек, который работал в Азербайджане по дипломатической линии, и плотно знаком с этой страной, могу сказать: душа азербайджанского народа всегда открыта для помощи, к взаимопониманию. И мы видим, что это проявляется и на государственном уровне. Азербайджанское государство выделило средства для борьбы с пандемией Всемирной организации здравоохранения, Ирану, помогает Грузии. И в основе этого – несомненно, замечательные черты азербайджанского народа – сочувствие и солидарность, а также мудрая политика руководства. Ведь не каждый руководитель может вести верную политику, которая бы вызвала справедливое признание. И эта политика только будет преумножать свои плоды и повышать уровень жизни азербайджанского народа и статус Азербайджана за рубежом как независимого, инициативного государства, которое может внести вклад в мировые процессы.
Ведь Азербайджан – не только региональный лидер, он стремится активно участвовать в вопросах мировой политики, особенно там, где он знает, что может стать инициатором и сыграть позитивную роль, где он может укрепить дружбу, сотрудничество, взаимодействие между народами. И такой пример мы видим даже сейчас, во время пандемии. Именно так я и рассматриваю деятельность Азербайджана в рамках его председательства в Тюркском совете и Движения неприсоединения, саммиты которых были созваны по инициативе президента Азербайджана и в центре внимания которых была поставлена проблема борьбы с коронавирусом, а также вопросы cолидарности и взаимоподдержки государств, их конструктивного вклада в эту борьбу.
Азербайджан в качестве государства-инициатора смог поставить на международной арене проблемы снижения удара пандемии по экономикам стран, выработки в этой связи конкретных решений, сотрудничества в вопросе здравоохранения. То есть Азербайджан на фоне пандемии не сидит на месте, а использует свои возможности в качестве действующего председателя Движения неприсоединения, Тюркского совета во благо мира, во благо человечества. Таким образом, Азербайджан уже внес свой вклад в борьбу с пандемией и ее последствиями в мировом масштабе, что неоднократно зафиксировали и во Всемирной организации здравоохранения, и мировые лидеры.
Если же сравнивать положение Азербайджана в ситуации с коронавирусом на фоне других государств Закавказья, отмечу, что Азербайджанская Республика в последние годы всегда руководствовалась прагматическими принципами. Так Азербайджан всегда боролся за устойчивость своей экономики, предвосхищая возможные негативные события, которые сейчас и произошли в мире. Приплюсуем сюда политическую стабильность, которая также обеспечивает успех Азербайджана. Не хотелось бы вдаваться в подробности относительно того, как развивается дело с борьбой с последствиями пандемии в Армении и Грузии, я с большим уважением отношусь и к грузинскому, и к армянскому народам и очень хотел бы, чтобы власти помогли населению справиться с бедами, но, безусловно, на фоне других стран Южного Кавказа Азербайджан выглядит выигрышно.
– Мы видим, что правительства России и Азербайджана в период пандемии находятся на регулярной связи, что называется, держат руку на пульсе. И сотрудничество в период пандемии очень плотно не только по решению вытекающих из ситуации задач, как тот же вопрос возвращения граждан, но и в вопросе реализация совместных проектов и общей повестки.
– Вы знаете, в трудные минуты как раз ярко и демонстрируется, какие государства в реальности являются стратегическими партнерами. И сейчас, когда мы наблюдаем трудный период в жизни и России, и Азербайджана, очевидно, что наши государства действительно в полном смысле являются стратегическими партнерами, готовыми прийти друг другу на помощь.
– 10 мая исполнится 97 лет со дня рождения Гейдара Алиевича Алиева, с которым Вы были знакомы. Какие черты Гейдара Алиева-политика Вам запомнились более всего?
– Мне по роду своей дипломатической деятельности приходилось много встречаться с Гейдаром Алиевичем, и могу назвать одну из ярчайших черт его как политика. Это абсолютно стратегический характер мышления. Гейдар Алиевич был не только прекрасным тактиком, но и столь же прекрасным стратегом. Та стратегия, которую он избрал для Азербайджана, себя полностью, великолепно оправдала.