В недрах Ватикана был разработан хитроумный проект под названием «Восточный вопрос», в рамках которого было намечено мобилизовать и использовать христианские, в том числе и армянские общины против Османов и Сефевидов, констатирует директор Центра истории Кавказа Ризван Гусейнов.
В книге армянского исследователя Филиппа Экозьянца «Ларец Пандоры» архивные материалы впервые переведены на русский язык, что значительно обогащает базу источников по этой теме и расширяет возможности для ученых.
То есть исследованы малоизвестные или вовсе обойденные вниманием ученой публики источники и архивные материалы. Другая часть материалов давно имеет хождение в науке, но мало кем детально изучена на предмет критического анализа.
Как передает AZE.az со ссылкой на Axar.az, об этом сказал старший научный сотрудник Института права и прав человека НАНА, директор Центра истории Кавказа Ризван Гусейнов.
По его словам, в недрах Ватикана и был разработан хитроумный проект под названием «Восточный вопрос», в рамках которого было намечено мобилизовать и использовать христианские, в том числе и армянские общины против Османов и Сефевидов.
«Восточный вопрос» — это условное, принятое в дипломатии и исторической литературе обозначение комплекса международных противоречий, связанных с борьбой европейских держав и царской России с Османской Турцией и Сефевидским Ираном.
«Начиная с XV века, появлялись различные планы раздела Османской империи. Авторами выступали и известные римские первосвященники (Лев X, Пий V, Климент VIII), и могущественные европейские короли. В итоге европейскими державами был выбран геополитический проект кардинала Джулио Альберони (1664-1752) по разделу Османской империи и созданию устойчивого доминирования Европы на Востоке.
Основным моментом проекта было спонсирование сепаратистских настроений среди христианских народов Османской Турции. Была дана идея и написана история, чтобы объединить разрозненные армянские общины и направить их против Османской и Сефевидской империй.
Тогда же был заложен архетип современного армянского народа с «древней многострадальной историей и миссией освобождения» мифической древней Армении, земли которой, как по волшебству, двигались и распространялись по территории Османской и Сефевидской империй вслед за интересами европейских держав. Были придуманы основные «древнеармянские» исторические сюжеты – миф о горе Арарат, куда причалил ковчег Ноя, древние армянские государства, которые воевали, побеждали и поучали Вавилон, Египет, Древнюю Грецию, Рим и Иран. Вся эта наспех собранная историческая «баланда» начала через армянскую церковь и европейские миссионерские организации скармливаться армянским общинам на мусульманском Востоке.
Прихожанами различных ветвей армянской церкви были представители разных народов – хаи, айсоры, кипчаки, курды, таты, удины и другие, которых стали обильно кормить новопридуманной «древнеармянской» историей, надолго отравив мозг и сознание новосоздаваемого армянского народа, который готовили на заклание ради интересов западных держав», – отметил Гусейнов.
Азербайджанский историк сказал, что благодаря исследованию Экозьянца на основе переписки монархов и политиков, архивных материалов Ватикана, Франции, России, Турции и Ирана удается восстановить картину формирования «армянского освободительного движения», а точнее легенды о нем.
Ф.Экозьянц в своей книге констатирует, что «до начала XVIII века письменная история армянского народа была небогатой и содержала редкие упоминания об Армении и армянах. В основном это были сочинения европейских авторов, далеких как от Армении, так и от людей ее населявших. А XVIII век буквально взорвался историческими «открытиями» и извлек из небытия многочисленные армянские царства, о которых никто прежде не слышал и которые стали появляться одно за другим усилиями целой армии переписчиков, чьи перья очень скоро засверкали в окрестностях Ноева ковчега – мифической колыбели человеческой цивилизации. Если в XVI веке Армения упоминалась исключительно как физико-географический регион, то к концу XVII века, благодаря путешественникам и миссионерам из Европы, посещавшим Персию и Османскую империю, слово «армяне» обрело новый смысл: так стали называть одну из христианских общин».
Автор отмечает, что об Армении и армянском народе «все эти исторические источники появились или, точнее, были чудесным образом «обнаружены» как раз в период с XVIII по XX век. А в XVII веке о них еще никто ничего не знал».