За время нахождения у власти Пашинян показал, что никакой он не демократ, а на самом деле – узурпатор. Все эти его байки о демократии, об интересах народа, во имя которого якобы и произошла «бархатная революция», звучали исключительно для захвата власти, а теперь – для ее удержания.
Освобождение Кочаряна может катализировать процесс объединения оппозиции с целью свержения Пашиняна. Российский эксперт
На армянском политическом небосклоне появилась довольно неожиданная новость. На днях Апелляционный суд Армении принял решение об освобождении находившегося в заключении с 2018 года (правда с попеременными выходами и в целом троекратными арестами) экс-президента страны Роберта Кочаряна.
Напомним, что до недавнего времени, пока на политической арене не проявили активность такие оппозиционные фигуры, как бывший глава Службы национальной безопасности Армении Артур Ванецян, недавно создавший партию против политики действующего премьера Пашиняна, и лидер крупнейшей оппозиционной фракции в парламенте «Процветающая Армения» Гагик Царукян, на которого на днях завели уголовные дела, Роберт Кочарян считался по сути главным оппозиционным политиком, имеющим реальные политические рычаги. И вот в момент, когда, казалось бы, о Кочаряне немного подзабыли и фокус сместился на других, и пришла неожиданная новость о его освобождении под залог в 4 млн долларов. Как пояснил глава офиса Кочаряна Виктор Согомонян, такую немалую сумму для экс-президента Армении помогут собрать несколько крупных предпринимателей и меценатов и все, кто выражал симпатию к экс-главе – с миру по нитке. В пятницу после внесения залога Роберта Кочаряна отпустили домой.
Генеральная прокуратура Армении ранее заявила, что обжалует решение суда об освобождении экс-президента. Между тем власти Армении свою реакцию на освобождение Кочаряна не выразили. При этом судья, освободивший экс-президента пожаловался на угрозы в его адрес.
Бывший президент Армении обвиняется в свержении конституционного строя в рамках уголовного дела о разгоне акций протеста 1 марта 2008 года. Роберт Кочарян был дважды арестован в 2018 году. В июне 2019 года взят под стражу в третий раз.
Напомним, что уголовное преследование Кочаряна и его последующие аресты вызвали особое внимание и обеспокоенность со стороны Москвы. Так российские власти неоднократно указывали Еревану на нежелательность преследования прежнего руководства Армении. Лично президент России Владимир Путин на фоне довольно холодных отношений с действующими властями Армении периодически подчеркнуто проявляет свои дружеские отношения с Кочаряном. Не раз на странице Кремля появлялись личные поздравления российского лидера в адрес уже находившегося в заключении Кочаряна с тем или иным праздником.
Осенью 2019 года перед визитом президента России с рабочим визитом в Ереван на саммит ЕАЭС ситуация в российско-армянских отношениях стала настолько напряженной, что экспертное сообщество не сомневалось – Путин встретится с Кочаряном. Но оставался вопрос, как это возможно сделать, если тот находится в заключении. Российские власти нашли выход и президент России вместо того, чтобы уделить больше времени действующим властям, встретился с супругой Кочаряна. По мнению экспертов, это был очевидный и яркий негативный сигнал со стороны Кремля для властей Армении. Напомним, что власти «бархатной революции» Армении так и не смогли сформировать позитивные отношения с Москвой. Кремль не идет на уступки Еревану ни по одному вопросу, в том числе газовому, проблема которого сохраняется на протяжении всего пребывания у власти Никола Пашиняна.
Почему решение об освобождении Роберта Кочаряна принято именно сейчас – когда власти Армении переживают непростое время на фоне тяжелой эпидемилогической и экономической ситуации, когда буквально все политические силы говорят о том, что действующие власти не справляются со своей задачей по руководству страной, призывают Пашиняна к отставке, а власть отвечает новыми политическими чиcтками, сможет ли Кочарян стать новым катализатором для обострения политических процессов в стране, свою точку зрения «Москва-Баку» обозначил политолог, главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко, передает AZE.az.
“На мой взгляд, освобождение активно преследуемого по политическим мотивам властями Армении экс-президента Роберта Кочаряна – результат внутриполитической борьбы, которая сейчас перешла в острую фазу, – говорит эксперт. – Пашинян показал, что никакой он не демократ, а на самом деле – узурпатор. Все эти его байки о демократии, об интересах народа, во имя которого якобы и произошла «бархатная революция», звучали исключительно для захвата власти, а теперь – для ее удержания.
Очевидно, что сейчас Армения переживает острый политический кризис. И отражением этого кризиса являются призывы оппозиционных сил к отставке Пашиняна, аресты «инакомыслящих» – лидера оппозиционной фракции парламента «Процветающая Армения» Гагика Царукяна, сегодня в Армении завели уголовное дело и на экс-заместителя министра обороны Владимира Гаспаряна, на днях также подвергшего власти критике. Идет такая тотальная чистка, чтобы никто и не пикнул, и слова не сказал. Вот такая в Армении «демократия».
Выход Кочаряна из заключения – также показатель развивающегося вовсю кризиса власти и набирающей оборот политической борьбы. Решение Апелляционного суда по Кочаряну показывает, что за ним стоят силы, которые могут сыграть свою роль в политических процессах, показывает, что фаза острой политической конкуренции по-прежнему распространяется и на судебную систему и Пашинян ее просто не контролирует.
Недаром глава армянского Кабмина так желал поскорее расправиться с председателем Конституционного суда Товмасяном, недаром он стремился поскорее провести конституционный референдум для роспуска Конституционного суда – последнего органа власти в стране, находящегося в руках представителя прежнего руководства. Напомню, что именно Товмасян в период заключения Кочаряна отпустил его на свободу, что просто взбесило действующая власть. Тогда Никол Пашинян устроил настоящий коллапс для судов, призвав к их блокировке. То есть Пашинян, руководитель страны просто-напросто не смог справиться с ситуацией и снова поступил как какой-то революционер и уличный трибун. Те процессы, которые мы видим – это отражение нарастающего в Армении политического хаоса.
Беспомощность власти Пашиняна вызывает у населения все большее и большее раздражение. Ни обещанной экономической революции, ничего. Армения – нестабильная страна, которую сотрясают внутренние противоречия и конфликты и это все, к сожалению, происходит на наших глазах. Все эти крики о приходе инвесторов, росте ВВП – не более, чем мыльный пузырь. Все экономические программы, вся политика «бархатных» властей Армении оказалась пшиком.
И, очевидно, экономический кризис уже закладывает благодатную почву для кризиса политического.
При этом говоря о причине освобождения Кочаряна, как я и сказал, придерживаюсь позиции, что здесь сыграла свою роль неподконтрольность для премьер-министра страны судебной системы. Я не считаю, что освобождение экс-президента Армении может быть закулисной договоренностью Москвы и Пашиняна. Дескать, Пашинян сломился под Москвой на фоне кризиса в Армении.
Не думаю. Москва свою позицию по Николу Пашиняну не изменила. Если бы действующий премьер Армении реально хотел каких-либо договоренностей, все обвинения с Кочаряна были бы официально сняты. Но этого нет. Потому что он этого не хочет, а намерен любыми способами полностью узурпировать власть и переформатировать политическое поле Армении. Но у него не все получается, не все удается.
Возможно Пашинян будет пытаться вернуть Кочаряна за решетку. Очевидно, меры будут предприниматься, но ситуация в Армении достаточно быстро меняется. Скорее всего, тактика действий главы правительства и его команды будет ситуативно меняться в зависимости от того, в каком направлении будет двигаться внутриполитическая ситуация в стране.
После выхода Кочаряна на свободу оппозиционные силы могут консолидироваться в задаче скинуть Пашиняна. При этом говорить о долгосрочном оппозиционном альянсе не приходится, то есть общенационального консенсуса в любом случае не будет. Для этого существуют объективные причины. Все-таки Армения – это клуб по интересам, здесь каждая политическая сила, каждый олигарх пытается сыграть в свою игру. Но углубляющийся политический кризис просто объединит врагов Пашиняна. Поэтому усилия оппозиционных сил могут быть направлены в эту сторону. Пашиняну уже со всех сторон начали пилить ножки трона.
Я не исключаю, что премьер-министр продолжит использовать репрессивные методы удержания власти опять же под лозунгами демократии и волеизъявления народа. В любом случае, решить главную задачу – переформатировать политическое поле Армении по всей видимости полностью Пашиняну не удастся и кризис ударит по нему наибольшим образом. Потому что по мере роста недовольных и озлобленных все стрелы гнева будут направлены на него. Очевидно, Пашиняна ждет судьба Ельцина, когда он пришел к власти под лозунгами демократии, борьбы с коррупцией, привилегиями, а в итоге стал символом того, против чего он боролся.
Если говорить о реакции Москвы на освобождение Кочаряна… Сегодня действующий премьер-министр Армении является сильнейшим раздражителем для Москвы. Москва рассматривает его как проект Сороса. Кроме того, думаю, что и в целом в правящих элитах России происходит понимание и переосмысление того, что нам в нынешних геополитических условиях нужно прежнее значение Армении, которое навязывалось нам, ведь раньше были мнения об особой роли Армении, о некой ценности Армении для России.
Время таких оценок и подходов проходит. В Москве начинают более прагматично смотреть на ситуацию. Нам нужны стабильные предсказуемые партнеры, которые ничего не просят и которые хотят равноправных отношений. Мы уже должны по-другому относиться к странам, которые выступают с позиции, что Россия должна выступать донором – финансовым донором, донором безопасности. России, на мой взгляд, нужно прежде всего направить усилия внутрь себя, на жизнь нашего народа.
Армения должна продемонстрировать приверженность союзническим отношениям, она этого не делает. Тем более, что никуда не делась проблема, связанная с давлением на российский бизнес в Армении, на иждивенческую позицию Ереван относительно того, что снизьте нам цены на том, дайте нам такие-то преференции. В конце концов, слушайте, здесь уже на работает такой принцип. Все эти заявления о союзнических отношениях – они хороши, но они разбиваются о реальность. Пусть Пашинян закроет американские биологические лаборатории на территории Армении или, как минимум, допустит в них российские инспекционные группы. Но этого же не происходит. И это раздражает даже российский МИД. Мы видели несколько демаршей Сергея Лаврова в адрес Еревана. И эти демарши были совершенно четкими сигналами: «Ребят, вы там что-нибудь меняйте, иначе прежних отношений у нас уже не будет». У Армении крупнейшее на постсоветском пространстве американское посольство. В чем необходимость в таком огромном посольстве, пусть сократят в половину. Но этого не происходит. В российско-армянских отношениях масса проблем, поэтому я считаю, что Россия должна занимать по отношению к своему партнеру абсолютно прагматичную позицию.
И это касается не только Армении, но абсолютно всех государств. Наши отношения должны быть равноправными. А те, кто претендует на особые отношения с Россией, должны это доказать делом. Мы не можем кого-то содержать, финансировать, тем более когда в ответ видим абсолютно недружественные действия. Я думаю, что эта новая реальность касается абсолютно всех. Скидки на газ мы делаем обоснованно, а не проcто потому что нас об этом просят, как мантру произнося слова о союзнических или каких-то особых отношениях. В современно мире это уже не работает. Если нас о чем-то просят, то взамен Россия должна получать заметные, ощутимые преференции, как минимум, равные тем, о которых нас просят. Все события последних лет заново переформатируют международную повестку и не заставляют Россию переосмысливать подлинность тех или иных союзов и договоренностей.
Сейчас Еревану, как мне кажется, нужно не продолжать преследование своих оппонентов и заниматься политическими чистками, реализацией своих политических планов прикрываюсь якобы «волей народа». Да, Никол Пашинян после очередной своей неудачи, скорее всего начнет форсировать давно беспокоящий его вопрос конституционного референдума в целях роспуска Конституционного суда. Но в сегодняшних условиях если Пашинян хочет хоть как-то позаботиться о стране, для него приоритетно должны быть борьба с коронавирусом. Правда никому не помешало в период пандемии ранее проводить так называемые «президентские» и «парламентские выборы» в Нагорном Карабахе.
Борьба с пандемией, съедающей Армению как в эпидемиолонгическом плане, плане жизней людей, экономическом плане, актуально для Армении. Пашинян и сам пишет об этом в фэйсбуке. Люди не соблюдают ограничения, но, к сожалению, сама правящая верхушка Армении дала для этого немало поводов. Можно вспомнить и скандальный фуршет без масок по случаю так называемых «президентских выборов» в Нагорном Карабахе. Очевидно, на фоне такого несерьезного отношения властей граждане тоже проявляют несерьезность в борьбе с коронавирусом.
Если Никол Пашинян претендует на статус национального лидера, то должен показать пример. Но кроме фэйсбучных трансляций мы ничего не видим. То, что граждане не следуют мерам предосторожности – не их вина, а прежде всего армянской власти и лично Пашиняна, который либо не смог, либо не захотел или не сумел так построить свою политику в практическом плане, чтобы сделать борьбу с коронавирусом общенациональной задачей, это его личная политическая вина.
Почему в соседнем Азербайджане мы видим совершенно другой пример? Здесь президент отказался от своей годовой зарплаты, пожертвовав ее в Фонд борьбы с коронавирусом. Этому примеру последовали влиятельные представители бизнеса, видные представители диаспоры за рубежом. Пример первого лица государства всегда должен быть показателен. Мы видим, насколько тщательно в Азербайджане борются с коронавирусом.
Мы сожалеем, что президент Алиев не приедет на парад по случаю 75-летия Победы, но мы понимаем его мотивы, понимаем, что вся ситуация с коронавирусом заставляет Алиева сейчас сосредоточиться прежде всего на борьбе с пандемией и решать конкретные вопросы государства и людей. Мы видим открытие новых производств средств индивидуальной защиты, мы видим открытие новых домов для беженцев, видим помощь бюджетникам. Практически каждую неделю осуществляются поездки президента в различные районы Азербайджана, выделяются значительные финансовые ресурсы на дороги, строительство инфраструктуры, решение вопросов водоснабжения. Идет решительная борьба с коррупцией – когда арестовываются все, кто пытается запустить руку в народный карман и похитить бюджетные средства. Мы видим осмысленную четкую реальную политику.
Азербайджан реально борется с эпидемией и демонстрирует прекрасный пример, как нужно выходить из ситуации. И на фоне этой четкой и последовательной политики Азербайджана – не в пример другим хаос в Армении и личное отсутствие примера лидера государства в борьбе с коронавирусом, примера общенационального лидера и реализация властью узкокорыстных планов и замыслов”.