При ослаблении первого карантина в стране были допущены четыре объективные ошибки, полагает психиатр.
За более чем четыре месяца пандемии коронавируса люди успели пройти фазы безразличия и отрицания и теперь находятся в фазе страха и возмущения, убежден эксперт.
Практически все население Азербайджана в настоящее время пребывает в состоянии страха и возмущения, считает директор Центра психического здоровья министерства здравоохранения АР Фуад Исмайлов.
Описывая в интервью Sputnik Азербайджан то, как менялось настроение в обществе с момента введения карантинного режима в связи с пандемией коронавируса, он отметил, что практически за четыре месяца отношение людей к происходящему сильно изменилось.
“Давайте просмотрим несколько этапов, как менялось отношение населения к этой проблеме. Первая реакция людей, когда они узнали, что в некоторых странах существует такая опасность, как COVID-19, была достаточно спокойной. Да, считали люди, вирус есть, но нас все это не очень сильно коснется”, – описывает свои наблюдения врач.
Иными словами, еще в феврале, когда весь мир уже был встревожен растущим числом инфицированных, многие в Азербайджане проявляли безразличие к коронавирусу.
Но ситуация резко изменилась спустя месяц: когда в марте Оперативный штаб при Кабинете министров АР ввел первый карантин, определенная часть населения стала и вовсе отрицать наличие вируса. Началась стадия отрицания.
Как говорит Исмайлов, одни были уверены, что во всем этом замешан Билл Гейтс, закулисье – люди всерьез поверили в разные теории заговора. Тем временем остальная – небольшая часть населения – с пониманием отнеслась как к самой проблеме, так и к принимаемым в связи с ней мерам.
Благодаря первому строгому карантину в Азербайджане на первом этапе были достигнуты большие успехи и заражаемость оказалась невысокой – 20-30 инфицированных за сутки. Потом, в середине мая, Оперштаб решил ослабить контроль.
“Сейчас мы понимаем, что это решение было принято преждевременно. Естественно, люди обрадовались, стали меньше соблюдать социальную дистанцию, меньше прибегать к защитным мерам, больше встречаться и собираться группами, и в какой-то момент даже открылись рестораны. Психическое состояние населения было близким к нормальному”, – вспоминает врач.
Однако на самом деле ситуация оказалась совсем иной, и число инфицированных стало резко расти.
Анализ показал, что тогда, при ослаблении первого карантина, были допущены четыре объективные ошибки, считает Исмайлов.
По мнению психиатра, первая из них заключалась в несвоевременном тестировании. То есть результаты тестов поступали очень долго.
Вторая ошибка связана с “сортировкой” пациентов, то есть не было установлено четких критериев, применяемых к больным, в ходе их размещения в больницах. По мнению специалиста, всех пациентов следовало разделить на три группы: больные без коронавируса, больные с подозрением на коронавирус и больные, у которых идентифицирован коронавирус. Этого не было сделано, поэтому система здравоохранения Азербайджана столкнулась с дефицитом коек, считает врач.
Третья ошибка, по мнению Исмайлова, связана с неправильной логистикой. Иногда скорая помощь не приезжала по вызову только потому, что у бригады элементарно не было защитных комбинезонов. А порой скорая помощь выезжала в полном составе чтобы просто взять анализ. Эта ситуация возникла на фоне отсутствия четких медицинских протоколов.
Вдобавок был нарушен канал коммуникаций с людьми, которые часами не могли дозвониться в скорую помощь.
Как результат всего этого, теперь почти у каждого из нас есть знакомые, которые заразились коронавирусом, уверен врач.
Естественно, такая ситуация создала сильное напряжение в обществе. И если раньше у людей была убежденность в мировом заговоре, то теперь главная тема беспокойства и обсуждения среди населения – это отсутствие мест в больницах.
Таким образом, стадия отрицания плавно сменилась двумя чувствами – страхом смерти и возмущением.
“Существует классическая схема стресса. Это фаза отрицания, фаза агрессии, фаза депрессии и потом фаза принятия. Но она не подходит в данном случае. Эти фазы могут быть хорошо описаны только для индивидуальных случаев”, – отметил Исмайлов.
Таковые, по его словам, встречаются среди медиков. За последний месяц в Центр психического здоровья обратилось очень много врачей, занятых лечением пациентов с коронавирусом. Среди медиков отмечаются срывы и выгорание на работе. Во многом выгорание связано с отсутствием полноценного отдыха, их незащищенностью перед вирусом.
Несмотря на все трудности, Исмайлов надеется, что второй строгий карантин поспособствует снижению инфицирования и одновременно смягчению напряжения, охватившего общество.