Восстановление диалога Турции с Арменией возможно, но без предварительных условий Еревана и при обязательном охвате комплекса вопросов карабахского урегулирования. Иначе ничто не сдвинет его с мертвой точки.
В Ереване свято уверовали в то, что мировые лидеры принуждают Турцию к диалогу с Арменией, что само по себе смехотворно. Ереван выдает желаемое за действительное, пытаясь сохранить хорошую мину при плохой игре.
Причиной чрезмерной увлеченности собственной ролью у армян стала их болезненная, маниакальная страсть к сепаратизму. Появившись в пределах Кавказа двести лет назад, они, как податливый демографический материал, быстро попали в поле зрения стран, проводивших державный курс. Пристрастившись к роли подручных, армяне по милости своих предводителей оказались в большой игре.
Им неважно было, что игры такого рода, когда сталкивают лбами народы других стран ради усугубления противоречий между ними, ради провоцирования очагов напряженности, передела сфер интересов, по своей сути грязные и неблагодарные. Но пришлым важно было доказать свою востребованность. Оно и понятно, ведь выступать в роли подстрекателей никому не делает чести – остается грязный шлейф, от которого невозможно избавиться.
Смирившись с амплуа своеобразного клина, они охотно стали подрывать мир между Россией и Персией, Россией и Османской империй, мусульманскими державами и европейцами. По мере развития острых событий их предводители осознали, что поиск постоянного «домашнего очага» оправдывает все средства. Особенно после нескольких столетий скитаний.
И пошли такие смельчаки, как Мкртыч Портакалян, по миру, дабы вымолить у сильных мира сего право на постоянное размещение. Так они добивались разрешения на присвоение чужих земель.
Как это обычно бывает, низкопоклонство вырабатывает характерные черты и комплексы, один из которых – гипертрофированное себялюбие.
Как передает AZE.az со ссылкой на «Каспий», чтобы справиться с внутренней неудовлетворенностью, они стали внушать себе и новым поколениям идею собственного величия, исключительности миссии, которая-де выпала им волею высших сил. Вот чем подпитывается страсть к мифам о богоизбранности, исключительности. И ничего, что со временем сказки-прибаутки обнажают несостоятельность выдумок, высосанных из пальца. Но в этой ипостаси кроется один весьма жиденький элемент пропагандистского толка.
В Ереване, да и всюду, где живут армяне (исключения, конечно же, имеются, ведь здоровых сознанием и духом армян тоже немало на планете), доминирует мнение, будто в мире существует безграничный спрос на армянский вопрос, и он имеет тенденцию роста. Некоторые вдохновители и вовсе заключают, будто в современной Турции армянский вопрос очень востребован и чуть ли не все ведущие политические и общественные силы страны только тем и живут, что желают спасительного примирения с Арменией.
Помнится, какой ажиотаж пережили армяне в истории с Цюрихскими протоколами, которые на протяжении определенного времени держались в тайне от Баку. Ереван тогда раскатал губу в ожидании просвета, однако случилось то, что и должно было случиться. Но надежда умирает последней. Новый эмоциональный всплеск – не просто слова, а реалии, и импульсы активности периодически дают о себе знать.
Информация о телефонном разговоре замминистра иностранных дел Армении с госсекретарем федерального департамента внешних дел Швейцарии внесла очередную нотку позитива в серую армянскую жизнь. На фоне борьбы с коронавирусом представители сторон обсудили детали совместных программ и, разумеется, вопросы сотрудничества. В этом блоке по-прежнему фигурирует пункт возобновления диалога Еревана с Анкарой, и к тому имеются серьезные предпосылки.
Швейцария, как известно, наделена статусом посредника в армяно-турецком формате. Провал футбольной дипломатии его не похоронил. Скорее он должен был кануть в Лету, но Ереван добился того, что его отложили в долгий ящик, а точнее – дал понять, что не является противником примирения, наоборот, искренне «желает» результата, поскольку кровно заинтересован в пробитии турецкого окна ради своего же спасения.
Но в Армении привыкли делать одолжения по любому поводу, выставляя собственную роль в качестве заглавной и определяющей. По мере того как выявляются новые детали телесеанса армянского дипломата с представительницей Швейцарии, уже строятся новые воздушные замки, и стройматериалом для них является сентенция об исключительной роли армянского вопроса в международных трансформациях.
Если верить армянским вещателям, то Анкара серьезно готовится к новому сеансу контактов и не скрывает своих ожиданий. Но в свете последних реакций турецкого президента Реджепа Тайипа Эрдогана относительно выстраивания системной работы по нейтрализации новых армянских провокаций не заметно, что в Турции ждут успеха от примиренческой затеи.
Ереван, следуя своим традициям, продолжает создавать искусственные преграды на пути развития отношений Анкары с Западом и Москвой. Пресловутые прогнозы о денонсации российско-турецких договоров столетней давности с подачи армян превратились в такую головную боль, что два региональных лидера скорее обойдут молчанием эту тему и тихо пролонгируют их. В Ереване никак не возьмут в толк простую истину, что договоры 1921 года стали следствием успешной дипломатии – они умерили армянские территориальные аппетиты, постоянно отравлявшие атмосферу той поры.
Партнерство России и Турции превратилось в важный фактор региональной политики, и никто более не желает пересматривать приоритеты ради мифических притязаний одной неадекватной страны. Продление договоров не имеет под собой проблемной основы, оно являет собой неизбежную субстантивность.
Восстановление диалога Турции с Арменией возможно, но без предварительных условий Еревана и при обязательном охвате комплекса вопросов карабахского урегулирования. Иначе ничто не сдвинет его с мертвой точки.
В Ереване свято уверовали в то, что мировые лидеры принуждают Турцию к диалогу с Арменией, что само по себе смехотворно. Ереван выдает желаемое за действительное, пытаясь сохранить хорошую мину при плохой игре.
Однако если армяне желают диалога, они должны навсегда забыть тему «геноцида» и отказаться от захватнической стратегии в регионе, осуществив деоккупацию азербайджанских земель. Вот что необходимо принять к сведению и спуститься с небес на землю. Со старым грузом войти в новую фазу нереально, и об этом нужно позаботиться не кому-нибудь, а Еревану.