По мнению эксперта, увы, традиционные институты и международные инструменты по урегулированию конфликта не оправдали себя. Прежде всего, речь идет о Минской группе ОБСЕ. Все договоренности и встречи не привели к желаемым результатам. Настало время переводить эти консультации в другой формат.
Начиная с полудня 12 июля подразделения вооруженных сил Армении, грубо нарушив режим прекращения огня на участке азербайджано-армянской государственной границы в Товузском районе, подвергли обстрелу азербайджанские позиции из артиллерийских установок. Напряженная ситуация на фронте сохраняется до сих пор.
Как передает AZE.az, о провокациях армянской стороны и позиции Казахстана в карабахском конфликте Media.Az поговорила с казахстанским политологом Расулом Жумалы.
– Как вы оцениваете нынешнее обострение ситуации на армяно-азербайджанской границе?
– Подобные пограничные инциденты периодически случаются на протяжении всей истории конфликта. За последней вспышкой напряженности на азербайджано-армянской границе может стоять провокационная политика руководства Армении, которая посредством так называемого «ура-патриотизма» пытается набрать очки перед внутренней аудиторией.
Кроме того, сейчас экономика Армении сильно проседает, в том числе, из-за коронавирусной пандемии. Снижается экономический рост, появляются социальные проблемы. Тем более, что главный спонсор армянской экономики – Россия – также переживает не лучшие времена. Подобными провокациями армянская сторона пытается перевести внимание от социальных проблем к военным.
– Как вы считаете, почему эскалация произошла не в Нагорном Карабахе, а на границе Товузского района?
– Это часть провокационного плана, чтобы вынудить азербайджанскую сторону пойти на ответные действия. Зная, что для Азербайджана это чувствительный и болезненный вопрос, в Армении, видимо, полагали, что военные действия переместятся в Карабах. Это позволило бы армянским политикам вновь обвинить Азербайджан в агрессии, аппелируя к международному сообществу.
– Какую позицию занимает Казахстана в этом вопросе?
– Позиция официального Казахстана по вопросу Нагорного Карабаха не нуждается в дополнительных разъяснениях. Казахстан и Азербайджан – братские страны, которые входят в тюркское сообщество. В этом плане Казахстан на официальном уровне всегда очень дорожил политическими, экономическими и культурными связями с Азербайджаном. С точки зрения международного права, Казахстан всегда исходил из тезиса необходимости соблюдения территориальной целостности Азербайджанской Республики. На официальном уровне Казахстан неизменно придерживается данного принципа.
Если помните, несколько лет назад, когда на повестке дня стоял вопрос вступления Армении в Евразийское экономическое сообщество, экс-президент Казахстана Нурсултан Назарбаев заявил о невозможности вступления Армении в ЕАЭС с Нагорным Карабахом.
(Во время заседания Высшего евразийского экономического совета президент РК Нурсултан Назарбаев обратил внимание на то, что хотя дорожная карта по присоединению Армении к Таможенному союзу принята, но вопрос о том, где будет проходить граница Таможенного союза в этой стране остается открытым из-за проблемы Нагорного Карабаха – прим.ред.)
Тогда это вызвало шквал критики с армянской стороны. Кроме того, Казахстан, как председательствующая в то время страна посчитал нецелесообразным проведение саммита ЕАЭС в Ереване.
Если же говорить о неофициальном уровне, то симпатии казахского общества целиком на стороне Азербайджана. Тюркское родство играет в этом вопросе большую роль. В эти напряженные дни в социальных сетях можно видеть посты поддержки азербайджанским братьям со стороны казахского общества.
– Может ли нынешняя эскалация перерасти в крупномасштабный военный конфликт?
– К сожалению, это возможно. Увы, традиционные институты и международные инструменты по урегулированию конфликта не оправдали себя. Прежде всего, речь идет о Минской группе ОБСЕ. Все договоренности и встречи не привели к желаемым результатам. Я думаю, что настало время переводить эти консультации в другой формат. Например, изменить состав МГ ОБСЕ, привлечь другие страны, поскольку сегодня в него входят государства, которые либо придерживаются нейтральной позиции, либо поддерживают Армению. В идеале в МГ ОБСЕ должны входить страны, которые заинтересованы в урегулировании конфликта.
– Например…?
– В первую очередь, это Турция и Казахстан. Только таким образом, можно будет достичь каких-либо весомых результатов.
– Президент Азербайджана Ильхам Алиев направил письмо президенту Казахстана Касым-Жомарт Токаеву, выражая благодарность за заявление Тюркского Совета от 14 июля 2020 года относительно важности решения армяно-азербайджанского нагорно-карабахского конфликта…
– Это вполне естественно. Традиционно страны тюркского мира политическими, моральными и другими возможными способами поддерживают Азербайджан, выступая за суверенитет и территориальную целостность страны. Яркий тому пример – заявление президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана, который обозначил свою однозначную поддержку и допустил, что за провокационными действиями Армении могут стоять третьи силы.
Казахстан в этом вопросе занимает принципиальную позицию, неоднократно предлагая свои посреднические усилия. В частности, выступал с инициативой о проведении консультаций по мирному урегулированию карабахского конфликта в Казахстане. Кстати, сейчас подобные предложения в качестве альтернативы Минской группы ОБСЕ, могут прозвучать вновь.