“Нагорный Карабах в зону ответственности ОДКБ не входит. То направление, где произошел последний конфликт, в зону ОДКБ входит. Видимо, это было сделано с какой-то провокационной целью”.
Как передает AZE.az, Vzglyad.az публикует интервью с экс-заместителем начальника Главного штаба Вооруженных Сил Кыргызской Республики, бывшим командующим группировкой войск МО КР, генерал-майором запаса Маликом Джумагуловым.
– Господин генерал, с 12 июля продолжаются бои в Товузском направлении на армяно-азербайджанкой границе, в результате которых армянские военные провокаторы подвергли интенсивному обстрелу позиции Вооруженных сил Азербайджана и население приграничных азербайджанских сел. С обеих сторон есть жертвы, также убит один мирный житель с азербайджанской стороны. На ваш взгляд, почему Армения решила устроить провокацию против Азербайджана?
– Я в свое время изучал проблему локальных конфликтов и знаю, что любой локальный конфликт может перерасти в региональный. Туда, естественно, будут втянуты и Россия, и Турция. Поэтому это самая главная угроза. Но надо знать, откуда ноги растут. Я предполагаю, что есть какие-то третьи силы, которые заинтересованы в нестабильности на Кавказе. Своеобразная дуга нестабильности. Раньше это были Балканы, Северная Африка, Ближний Восток, Афганистан. Получился какой-то разрыв в этой дуге нестабильности.
На Кавказе обстановка более или менее была спокойной после грузино-российского конфликта. И вот сейчас этот разрыв, конечно, кому-то был неудобен. И нужно было разжечь конфликт. Мы не забываем о том, что при около 3 млн. населении Армении большинство представителей армянской диаспоры живет в России и в Америке. Надо понимать и догадываться, где могли возникнуть такие замыслы.
Этот конфликт на границе неслучаен. Там, естественно, проходят газопроводы и нефтепроводы. Через какие-то диаспоры, какие-то силы посредством влияния на Пашиняна все это сработало. Конечно, Карабах не входит в зону ответственности ОДКБ, а вот здесь, видимо, была задача ослабить экономические возможности Азербайджана и, конечно, на основе этого и был создан из-за проезда, якобы, машины, конфликт и началось вооруженное противостояние.
Нагорный Карабах в зону ответственности ОДКБ не входит. То направление, где произошел последний конфликт, в зону ОДКБ входит. Видимо, это было сделано с какой-то провокационной целью. Но, насколько я понимаю из источников, Армения начала первой этот вооружённый конфликт и сейчас там, видимо, наращивается группировка. И, я думаю, что это противостояние еще будет идти и нужно находить какие-то пути разрешения этого конфликта. Но будет очень сложно это решить. Потому что не решена еще Карабахская проблема. Сейчас главное не дать разжечься этому конфликту на региональном уровне.
– Армения обратилась за помощью к ОДКБ, но никто ее не поддержал – Россия и Беларусь призвали стороны к сдержанности и прекращению военных действий. Как на ваш взгляд, как должна поступить ОДКБ в данном случае?
– ОДКБ в этом вопросе Армению не поддержит. Потому что и Россия, и другие страны-члены ОДКБ не заинтересованы в этом вооруженном конфликте. Естественно, поэтому Россия и Беларусь призвали стороны к сдержанности и прекратить военные действия. Это невыгодно никому. К примеру, ОДКБ не поддержал вооруженный конфликт ни с чьей стороны на границе Таджикистана и Кыргызстана.
ОДКБ будет призывать к сдержанности, прекращению военных действий, решать вопрос путем призыва к ведению переговоров и на уровне министерства обороны, и на уровне правительств, и на уровне президентов. Я думаю, что ОДКБ в данной ситуации должна тоже вести себя сдержанно. И, конечно, она будет занимать наблюдательную позицию. В случае обострения ситуации ОДКБ по дипломатической линии будет принимать меры по сдерживанию сторон и будет призывать к прекращению военных действий. Другого пути у ОДКБ нет.
С другой стороны, ООН призвала всех, весь мир в период пандемии не проводить никаких боевых, военных и иных действий, которые сопровождаются вооруженными столкновениями и гибелью людей. В этом случае Армения грубо нарушила требования ООН.
– Есть четыре резолюции ООН о выводе армянских оккупационных войск из оккупированных территорий Азербайджана, но эти резолюции не соблюдаются с армянской стороны вот уже 27 лет. Каково ваше личное мнение по Карабахскому вопросу?
– По карабахскому вопросу могу сказать, что в советское время были созданы анклавы. Это и Карабах, и в Кыргызстане есть три анклава. В советское время на них никто внимания не обращал. Такие анклавы имеются во многих других республиках. Это потом вышло боком, уже после распада СССР. Однозначно я считаю, что Карабах — это территория Азербайджана. Она исторически принадлежала Азербайджану. Переговоры ведутся. Есть резолюции ООН, которые не выполняются. Страдают, прежде всего, люди, экономика и имидж стран в этом вопросе. В Казахстане есть книга “Тигр, закованный в цепи”. Там идет речь о бывшем председателе Верховного Совета Казахской ССР Ташенове. Ему было 37 лет.
Когда в 1961 году Хрущеву в голову пришла идея 5 северных целинных областей Казахстана отдать России, Чимкентскую область отдать Узбекистану, Иссык-кульскую еще кому-то, так вот Ташенов категорически был против и заявил в то время и Хрущеву, и Брежневу, и Кунаеву, что он поднимет казахский народ против такого решения. В итоге, конечно, он был снят со всех должностей, лишен всех наград и с большим понижением ушел в Чимкентскую область, где и умер. Вот какие были в то время замыслы у Хрущева. Что было бы сейчас, если это в свое время произошло. Сейчас решается вопрос о его реабилитации. Ему хотят присвоить звание Героя Казахстана. Его хотят перезахоронить в Алма-Аты. Вот какие глобальные проблемы руководители СССР оставили своим детям и внукам. В результате произошла трагедия народов, слезы матерей. В результате эти проблемы так и остались неразрешенными.
– Многие страны призывают конфликтующие стороны сесть за стол переговоров и решить карабахский вопрос мирным путями. Переговоры с момента подписания перемирия ведутся более 25 лет, статус-кво вокруг Карабаха по-прежнему остается неизменным. Если Армения отказывается вести предметные переговоры, отступает от соблюдения резолюций Совбеза ООН по Карабаху, как в таком случае можно решить карабахский вопрос путем переговоров?
– По карабахскому вопросу идет топтание на месте. Переговоры ведутся довольно-таки пассивно. Продвижения и позитива нет. Так и будет топтание на месте. Нужно выходить на другой уровень, решать эту проблему через ООН или через другие международные организации. Почему? Карабахский вопрос является большой миной замедленного действия.
Кстати, я подозреваю, что нынешний конфликт может плавно перейти и на территорию Карабаха и там может опять разжечься очаг вооруженного противостояния между Азербайджаном и Арменией. Куда, возможно, будут привлечены глобальные игроки в этом регионе. Такие как Турция и Россия, что нежелательно. Другие- третьи силы – имею в виду за океаном будут потирать руки. Этот конфликт выгоден в наше нестабильное время, когда идет торговая война между США и Китаем, когда свирепствует пандемия, когда рушатся экономики, партнерские связи, когда происходит перекраивание карт, как европейской, так и мировой.
Идет глобальное противостояние между великими странами и державами, имеющими ядерное оружие. Естественно, вот этот конфликт, который сейчас происходит, является одним из звеньев той цепи мирового заговора по дальнейшей дестабилизации ситуации в мире, идет перетягивание одеял на каждую сторону. И, конечно, я думаю, это идет в пику нестабильности на Кавказе. В целом в ближневосточном регионе. Это идет и против Турции, и против стран Кавказа, и против России. Это моя позиция. Сейчас у нас очень мало СМИ. Я пользуюсь данными соцсетей. Но, учитывая тот опыт войны на Кавказе, учитывая особенность народов Азербайджана и Армении, я очень встревожен. И хочу, чтобы все проблемы там решились мирным путем, чтобы как можно меньше было крови. Прежде всего страдают люди.