“Если рассматривать провокацию на границе, то, думаю, Баку нельзя назвать заинтересованной стороной. А вот почему это было нужно армянской стороне – я понимаю. В Армении сложная политическая обстановка, там тяжело пережили эпидемию коронавируса, очень резко падает рейтинг премьер-министра Никола Пашиняна”, – заявляет российский эксперт.
Министр иностранных дел Армении Зограб Мнацаканян в своем интервью агентству France 24 заявил, что Армения не видит Турцию ни в какой роли в процессе мирного урегулирования. Глава МИД Армении сказал об этом в контексте обострения ситуации на армяно-азербайджанской границе. При этом Турция в очередной раз подтвердила свою поддержку Азербайджану, о чем заявил министр обороны Турецкой Республики Хулуси Акар.
На этом фоне в армянских СМИ появилось множество публикаций, в которых обвиняется и Турция, и Россия, говорится о необходимости добиться компенсаций от этих стран. Указывается, что Россия и Турция еще «не осудили оккупацию, разделение и аннексию территорий Республики Армения в 1920-21 годах» и т.д.
Как передает AZE.az, Media.Az попросила прокомментировать ситуацию директора российского Центра изучения новой Турции Юрия Мавашева.
– Глава внешнеполитического ведомства Армении Зограб Мнацаканян заявил, что Армения не видит Турцию в процессе мирного урегулирования.
– В моем понимании Армении все-таки придется увидеть Турцию, хочет она этого или нет. Анкара является стратегическим партнером, союзником Азербайджана. И это произошло не вчера, как может показаться из публикаций некоторых СМИ. Турция всегда занимала принципиальную позицию, которая заключается в поддержке братских отношений с Азербайджаном.
Что касается обострения, провокации на границе, то, думаю, Баку нельзя назвать заинтересованной стороной. А вот почему это было нужно армянской стороне – я понимаю. В Армении сложная политическая обстановка, там тяжело пережили эпидемию коронавируса, очень резко падает рейтинг премьер-министра Никола Пашиняна.
Конечно, масштабы столкновений не такие, какие мы видели в апреле 2016 года. Но столкновение случилось на границе. Возможно, это попытка показать, что Кремль мало уделяет внимания Еревану, не особо помогает в экономическом плане. И вот идея: а давайте организуем такую провокацию?
Азербайджан является самодостаточным государством, а вот Армения – нет. К тому же на территории этой страны, в Гюмри, находится российская военная база, что является дополнительной мотивацией для армянской стороны привлечь внимание Москвы. Но, конечно, это не сработало, ведь обострение не было спровоцировано Азербайджаном.
Особо стоит отметить, и с этого мы начали беседу, Армении придется принимать Турцию всерьез. Речь о действиях союзников. При прочих равных, в случае с Азербайджаном, Турция готова оказать реальную, и гораздо более скоординированную помощь Азербайджану, речь хотя бы о поставках уже ставших знаменитыми беспилотных летальных аппаратов (БЛА) Bayraktar…
– Турция действительно всячески поддерживает Азербайджан…
– Техническую и военную поддержку Азербайджану Турция, безусловно, окажет. И в этом нет ничего удивительного. Проблема Карабаха понятна, она многолетняя, это относительно замороженный конфликт. Но государственная граница – это принципиально другая ситуация.
Кстати, в экспертном сообществе есть мнение, с которым я солидарен. Оно заключается в том, что именно Азербайджан меньше всего заинтересован в «интернационализации» и «исламизации» конфликта. И потому все эти истории про «сирийских моджахедов» – просто полнейший бред.
– А что вы думаете о реакции ОДКБ?
– Думаю, что в Организации договора о коллективной безопасности знают, что произошло, потому и не хотят «впрягаться» за Армению. Вместо ОДКБ пытаются помочь Россия и Турция.
Если говорить о карабахском конфликте, то он не решается много лет. Здесь уже вопросы к Минской группе ОБСЕ. Нужны другие механизмы. Хотя стремления к мирному урегулированию на деле с армянской стороны просто не видно.