Ситуация складывается так, что сопредседатели Минской группы не возражают против статус-кво в нагорно-карабахском урегулировании. Поэтому у Азербайджана есть два пути урегулирования – соответственно, либо мирный, либо военный, считает известный российский политолог.
Вспышка эскалации между Азербайджаном и Арменией в последние дни ослабилась, но ситуация пока не стабилизировалась и продолжает оставаться напряженной. Сегодня Минобороны Азербайджана сообщило о двух сбитых беспилотниках ВС Армении, а также двух раненных армянских военнослужащих. Вместе с тем Баку снова фиксирует, что в основе происходящего – неурегулированность армяно-азербайджанского нагорно-карабахского конфликта и сегодня в Азербайджане дали новый сигнал, что затягивание решения конфликта не может длиться вечно.
Так помощник президента – завотделом по вопросам внешней политики Администрации президента Хикмет Гаджиев заявил, что логика сопредседателей Минской группы ОБСЕ по нагорно-карабахскому урегулированию, заключающаяся в том, что Армения и Азербайджан сами должны прийти к консенсусу, не соответствует мандату сопредседателей. «Проведенные переговоры не служили мандату Минской группы. Страны-сопредседатели также должны сделать вывод из этого. Сохранение статус-кво в таком виде опасно и его нужно менять. Целью должно быть устранение факта оккупации. Мы привержены изменению методологии работы, а не формата.
Нужны конкретный дневник, график. Армения не должна каждый раз нарушать переговоры, исходя из какого-либо технического вопроса. Также должно пройти заседание Минской группы в расширенном формате. Говорить «Пусть Армения и Азербайджан придут к согласию, а МГ поддержит это» — не соответствует миссии сопредседателей. Мандат также требует, чтобы фактор оккупации был устранен. На этой основе Азербайджан является сторонником предметных переговоров. Когда в переговорном процессе звучат мнения, Армения наряду с политическими, прибегает к военным провокациям. Они проводят политику нарушения переговорного процесса, совершая провокации на границе», – заявил Гаджиев.
Также, как отметил представитель официального Баку, одного режима прекращения огня недостаточно, механизм выполнения резолюций Совбеза ООН должен быть пересмотрен.
Как передает AZE.az, заявления помощника президента Азербайджана порталу «Москва-Баку» прокомментировал директор Института политических исследований Сергей Марков. По мнению Маркова, Азербайджан сегодня начинает приступать к реализации несколько скорректированного внешнеполитического курса по карабахскому вопросу – той самой наступательной дипломатии, о которой говорил в связи со сменой главы МИД президент Ильхам Алиев.
«Заявление совершенно логичное, поскольку действительно ситуация складывается так, что сопредседатели Минской группы не возражают против статус-кво в нагорно-карабахском урегулировании. И у Азербайджана есть два пути урегулирования – соответственно, либо мирный, либо военный.
Напомню, что в начале 1990-х годов в начале Карабахской войны Армения оказалась сильнее Азербайджана, поскольку тогда она просто-напросто захватила большое количество армейских складов советской армии, к тому же привлекла для участия в войне боевиков с Ближнего Востока. За счет этого Армения и захватила Нагорный Карабах и 7 районов вокруг него.
С тех пор ситуация изменилась. Соотношение сил значительно изменилось в сторону Азербайджана. Армия Азербайджана сегодня сильнейшая на Южном Кавказе. Несравненно повысился и международный статус Азербайджана.
Но дело в том, что продолжать решать конфликт мирным путем – это по-прежнему опираться на посредничество сопредседателей Минской группы ОБСЕ. Мы видим, что действительно, сопредседатели ссылаются на то, что стороны конфликта сами должны достичь компромисса, а, собственно, на саму Армению, оккупировавшую азербайджанские территории, никак не влияют. И, естественно, такое положение дел Армению более чем устраивает, но абсолютно не устраивает Азербайджан. Поэтому официальный Баку понял, что пора действовать еще активнее и предпринимать уже более глобальные меры с целью давления со стороны посредников на Армению.
Заявлениями о неудовлетворенности действиями или их отсутствием со стороны сопредседателей Минской группы ОБСЕ, а также призывом к пересмотру механизма выполнения резолюций Совбеза ООН с целью заставить все-таки Армению выполнить 4 имеющиеся резолюции Совета безопасности по нагорно-карабахскому конфликту, Азербайджан предпринимает попытку в некотором роде «встряхнуть» «заснувший» процесс карабахского урегулирования, а также бездействие в этой связи международных организаций.
К примеру, вполне допускаю, что Азербайджан может предложить переформатировать Минскую группу, изменить состав ее сопредседателей, например, ввести в нее Турцию вместо Франции, чтобы несколько подавить армянское влияние, ввести кого-то более активного. Единственный, кто проявил активность в Минской группе ОБСЕ, это Россия. Она более справедливая и потому что в принципе влиятельная азербайджанская диаспора есть в России.
По инициативе России разработана Казанская формула. И ее пассивно поддержали США и Франция. Формула эта разработана, но не реализуется. Поэтому Азербайджан совершенно логично поднимает эти вопросы и говорит, что все, хватит, больше так продолжаться не может, должны быть сдвиги. По сути официальный Баку намекает, что если Минская группа и дальше не будет ничего делать, нам придется перейти к другим мерам. А меры – это военные действия.
Но военные действия никому не нужны. То есть сейчас Азербайджан своими требованиями что-то изменить в статус-кво и прийти к конкретным решениям, субстантивным переговорам, по сути жестко ставит вопрос, что нужно двигаться вперед в разрешении нагорно-карабахского конфликта. Руководство Азербайджана пытается активизировать работу международных организаций и призывает их не делать вид, что конфликт заморожен – он не заморожен».