В принятой Конвенции отмечается, что природные богатства Каспийского моря принадлежат пяти государствам региона.
В 2018 году произошло событие, уже ставшее историческим – подписание Конвенции о правовом статусе Каспийского моря. В целом подписание Конвенции явилось несомненным благом для всех пяти прикаспийских государств. Определенность, которую внесла конвенция, лучше неопределенности и отсутствия правил.
Как передает AZE.az, об этом в беседе с корреспондентом Axar.az сказал российский политический обозреватель, эксперт по Каспию Андрей Сызранов.
По его словам, каждая страна-подписант получила от документа свою выгоду: Россия и Иран – гарантии отсутствия на Каспии вооруженных сил внешних игроков, Азербайджан и Казахстан – наиболее богатые сектора с точки зрения природных ресурсов.
«Наступил необходимый период ратификации конвенции всеми странами-подписантами. Сегодня 4 из 5 прикаспийских государств (Азербайджан, Казахстан и Туркменистан, Россия) в целом завершили процедуру ратификации. Однако Иран остался единственным государством, которое пока еще не ратифицировало конвенцию. С одной стороны, Тегеран наряду с другими прикаспийскими государствами на протяжении 20 лет вел сложные переговоры о прохождении границ на море. А потому все свои цели и задачи учитывал в ходе дипломатических дебатов», – сказал эксперт.
По мнению собеседника сайта, руководство этой страны высоко оценивало подписанную в Актау конвенцию, давая тем самым понять, что документ отвечает интересам Исламской республики.
«Документ не позволяет другим странам создавать в регионе свои военные базы. Каждое судно, находящееся в акватории моря, должно быть под флагом одного из пяти прикаспийских государств. Это более чем удовлетворило Иран, для которого угрозы безопасности, в частности со стороны США, остаются весьма реальными. Кроме того, в Конвенции отмечается, что природные богатства Каспийского моря принадлежат пяти государствам региона. Конвенция оговаривает между странами условия прокладки по дну моря трубопроводов. Но проблема в том, что без одобрения иранским парламентом-меджлисом документ не может вступить в силу. А там сегодня достаточно много оппонентов любым решениям правительства.
Представители оппозиции, в частности, заявляют, что «исконная доля» Ирана на Каспии составляет в разы больше полученного. Ни в обществе, ни в парламенте Ирана сегодня нет консенсуса по поводу выгодности для Тегерана конвенции. Ратификация конвенции рискует обернуться жаркими дебатами в иранском парламенте.
Кроме того, вокруг самого Ирана продолжает существовать напряженная международная обстановка, прежде всего – углубление противостояния с США. Для Ирана это сегодня имеет более важное значение, чем работа по ратификации конвенции. В принятой конвенции сроки его ратификации не оговариваются. А это значит, что Тегеран может осуществить эту процедуру в любой момент. Это может растянуться на годы. Остается надеяться, что на ближайшие», – сказал Сызранов.