Власти Армении пытаются сохранить статус-кво, считая, что все захваченные азербайджанские территории должны остаться за Арменией – и Нагорный Карабах и семь оккупированных районов вокруг него.
Пресс-конференция экс-президента Армении Сержа Саргсяна, в ходе которой он заявил, что никогда не вел переговоры об уступках Азербайджану, продолжает оставаться одной из самых обсуждаемых тем в Армении. Все прекрасно понимают, что бывший армянский лидер говорит неправду. Подтвердил это и представитель оккупационного режима Самвел Бабаян, по словам которого «сегодня у нас под рукой есть документы, вокруг которых они вели переговоры».
«Очень ясно, четко говорится, что сдаем 5 районов, потом два района, потом один коридор, а урегулирования карабахского конфликта не видно… Сейчас я задаю вопрос: это уступка или нет, это предательство или нет?», – сказал Самвел Бабаян в интервью Радио «Свобода».
Как передает AZE.az, о том, что Самвел Бабаян называет предательством, а на деле является единственно правильным решением (вернуть оккупированные земли), Media.Az поговорила с российским политологом, руководителем Экспертного совета Фонда стратегического развития Игорем Шатровым и доцентом кафедры политологии и социологии Российского экономического университета имени Плеханова, членом Экспертного совета «Офицеров России» Александром Перенджиевым.
Игорь Шатров:
– Какие заявления звучат от сторон замороженных конфликтов? Или о продолжении переговоров, или об отказе какой-то из сторон вести диалог. Заявляют о необходимости какой-то перезагрузки и т.д. Происходит просто затягивание переговорного процесса, чтобы показать предыдущие договоренности архаичными.
– Были ли договоренности по карабахскому конфликту, на ваш взгляд?
– Конечно же, были. Есть документы, и не важно, что и кто потом наговорил на публике. Эти документы нельзя по-другому толковать. Отрицать очевидное было бы странно. Но почему это делают? Все дело в отказе серьезно воспринимать достигнутые соглашения. Но в любом случае придется приходить к компромиссам, договариваться.
Александр Перенджиев:
– Конечно же, договоренности есть, во всяком случае, были. Фактически, нынешнее руководство Армении идет по пути сохранения статуса-кво. Армянская сторона считает, что все захваченные азербайджанские территории должны остаться за Арменией. Не только Нагорный Карабах, но и семь оккупированных районов. Пойти на компромисс Ереван не желает.
Да, там готовы вести переговоры. О чем угодно – снижении напряженности, контролю за безопасностью. Но территориальный вопрос нынешнее руководство Армении не собирается обсуждать ни при каких обстоятельствах.
Мадридские принципы – это логичный и компромиссный вариант. Да, и Азербайджан, и Армения будут недовольны какими-то положениями. Но на то это и компромиссы, и путь к миру. А вот так взять и отказаться от них – означает отказаться от мира, что и делает Армения. Еревану, повторюсь, нужно сохранить статус-кво. В Ереване говорят, что готовы к миру, но не готовы отдать оккупированные территории. А если будет обострение, то Армения будет кричать об агрессии Азербайджана. Конечно, захватив территории, легко заявлять о своем миролюбии. Армянская сторона все переводит с больной головы на здоровую.
– А что же дальше делать, как выйти из тупика?
– Армения проводит политику исторического и политического мошенничества. Что делать в этой ситуации? Приближать войну? Наверное, нет. Надо разоблачать это мошенничество (армянской стороны – ред.). Кому выгодно то, что происходит? Об этом надо спросить все стороны, включая посредников по переговорному процессу – и Россию, и США, и Францию. Кто вообще считает, что эти территории, прежде всего, семь оккупированных районов Азербайджана, должны оставаться за Арменией?
Есть Мадридские принципы, есть международное право. Договоренности были. Надо их выполнять и точка.