Провокационная попытка переселения ливанских армян в Карабах – это одно из проявлений глубинной переселенческой традиции этого народа.
Переселение на жительство из одного места в другое, где сытнее и безопаснее, исторически является несменяемым трендом жизни армянского этноса.
Об этом свидетельствуют тысячелетние блуждания этого народа по просторам Восточного Причерноморья, Передней Азии и Кавказа, многочисленные переносы столиц и религиозных центров; да и сам тот факт, что две трети представителей этого этноса проживают в диаспоре, рассеявшись по половине стран мира, является самым убедительным тому доказательством.
Как передает AZE.az, об этом в беседе с корреспондентом Axar.az сказал известный российский историк-кавказовед, политолог Олег Кузнецов, комментируя желание армянских властей переселить ливанских армян на оккупированные территории Карабаха.
По словам собеседника сайта, для армянина Армения там, где есть армяно-григорианская церковь, вопросы проживания в иноэтничной среде его не волнуют, так как всю свою историю эта религиозно-культурная общность людей жила на чужих землях в чуждом ей окружении, постоянно мимикрируя и приспосабливаясь.
«Поэтому для меня нет ничего удивительного в том, что какая-то часть армян решила сняться с прежнего места обитания и переселиться куда-то еще. Так было и так будет, и это – судьба армянского народа», – отметил историк.
Кузнецов подчеркнул, что нынешняя попытка переселения ливанских армян в Карабах – это одно из проявлений глубинной переселенческой традиции этого народа.
«Но я более чем уверен, что этот поворот событий не более чем шоу, рассчитанное на простаков. Совсем недавно была попытка переселения иракских армян в Карабах, и чем она закончилась? Люди получили документы беженцев, денежные субсидии от правительства Армении (читай – диаспоры), США и Евросоюза, документы беженцев, а потом спокойно, так сказать «заработав денег», переселились в страны Европы и Северной Америки.
За другими такими примерами далеко ходить не надо, достаточно вспомнить, что подавляющее большинство армян из Баку и Сумгайыта в начале 1990-х уехали отнюдь не в Ереван и Степанакерт (Ханкенди – ред.), а в Москву и Париж. Сирийские армяне, вывезенные в Карабах в 2016 году, там также не задержались, получили документы, аккумулировали деньги и переехали жить в англоговорящие страны. Аналогичный вираж заложат и франкоговорящие ливанские армяне, большинство из которых через полгода-год мы увидим на Лазурном берегу, в Нормандии или Бретони», – сказал историк.
Он добавил, что Армения как государство от этого также окажется не в накладе: сначала она получит деньги от ЕС, Франции и Ливана на интеграцию армян, но ничего не сделает, как это уже не раз было в истории, а затем выгонит этих своих пасынков, достаточно на них заработав, в большой мир.
«Надо понимать, что если бы армянские диаспоры так горели желанием к репатриации, то они давно бы за 30 лет независимости Армении переехали бы на свою так сказать «историческую родину». Но этого процесса мы никак не наблюдаем, наоборот, депопуляция Армении набирает обороты маховика, раскручиваясь все сильнее и сильнее. Армянские гастарбайтеры не горят желанием возвращаться к своим семьям, предпочитая относительно сытную и безопасную жизнь в стабильных странах потенциальной возможности оказаться в окопах карабахской войны.
Иными словами, армяне голосуют за Армению ногами. Поэтому нет ничего странного или удивительного в том, что ни одна программа «репатриации» армян из третьих стран за последние годы не увенчалась успехом. С переселением ливанских армян в Карабах, я более чем уверен, случится такая же история», – резюмировал собеседник сайта.