По мнению российского эксперта, ШОС для Азербайджана будет рассмотрена как приоритетный и интересный формат сотрудничества, который позволит Баку получить еще одну новую площадку, где он будет представлять свою позицию.
Накануне в Москве прошло заседание министров иностранных дел Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Ранее, 4 сентября, в Подмосковье под руководством министра обороны России прошло совместное заседание глав военных ведомств стран ШОС, СНГ и ОДКБ, в котором принял участие и министр обороны Азербайджана Закир Гасанов, который, кстати. в присутствии глав Минобороны стран-членов всех трех организаций поднял проблему нагорно-карабахского конфликта.
Россия председательствует в ШОС с июня прошлого года. Главными задачами организации провозглашены укрепление стабильности и безопасности на широком пространстве, объединяющем государства-участников, развитие экономического сотрудничества, энергетического партнёрства, научного и культурного взаимодействия, борьба с терроризмом, сепаратизмом, экстремизмом наркотрафиком. Членами Шанхайской организации сотрудничества являются Россия, Китай, Индия, Казахстан, Киргизия, Пакистан, Таджикистан и Узбекистан. Азербайджан на сегодняшний день – партнер по диалогу, как и Турция, Армения и ряд других стран.
Несколько лет назад Азербайджан подал заявку на получение более высокого статуса – наблюдателя в организации. О своей заинтересованности в большем сближении с ШОС говорила и официальная Анкара. Стать полноправным членом ШОС намерен и Иран.
9 сентября состоялась встреча президента России Путина с министрами иностранных дел государств-членов Шанхайской организации сотрудничества в формате видеоконференции. Заступая на пост председателя ШОС в 2019 году Россия пообещала, что в этот период будет усиливать содействие в урегулировании кризисных ситуаций вблизи внешних границ государств-участников Организации, в первую очередь в Афганистане и Сирии.
Кроме того, важным пунктом повестки председательства стало намерение сосредоточиться на углублении взаимовыгодных экономических связей в рамках ШОС. Речь шла о совместном продвижении новых перспективных проектов в торговле, промышленности, энергетике и других сферах. Пандемия коронавируса как никогда подчеркнула важность усиления экономик стран и экономического взаимодействия, что и подчеркнул вчера Владимир Путин в рамках видеовстречи с министрами иностранных дел организации. Впереди, в ноябре – заседание Совета глав государств-членов ШОС, который в связи с пандемией пройдет также в видеоформате.
26 августа на встрече в Москве с министром иностранных дел Азербайджана Джейхуном Байрамовым глава российской дипломатии Сергей Лавров заявил, что Россия поддержит обращение Баку о получении статуса наблюдателя при Шанхайской организации сотрудничества. Лавров сообщил, что обсудил с азербайджанским коллегой укрепление координации в многосторонних структурах, включая ШОС.
Как отмечают эксперты, актуальность для Азербайджана ШОС сейчас приобретает в связи с растущим статусом страны в качестве транспортно-логистического хаба, мостом между Востоком и Западом, Европой и Азией. Азербайджан участвует в глобальных транспортных проектах, в том числе «Север – Юг», где находится в одной связке с Россией, Индией и Ираном. Азербайджан заинтересован в проекте «Один пояс, один путь», возрождающем в некотором роде Шелковый путь, куда входит и Азербайджан. Статус Азербайджана повышается как и глобального игрока, поэтому и расширение своего влияния в рамках проектов для Азербайджана важно и, безусловно, отвечает заявленной ранее «наступательной дипломатии».
Сегодня аналитики все более сходятся во мнении о формировании «восточного» вектора геополитических сил, куда входят государства, в той или иной степени не подчиняющиеся Западу. Так или иначе, но та же Турция, хотя и является членом НАТО, не раз говорила, что вступит в ШОС в пику ЕС. Кроме того, все государства-члены ШОС имеют позитивные отношения с Азербайджаном и большая часть из них – это государства-члены Организации исламского сотрудничества, что также может стать позитивным фактором для Баку. И, наконец, ШОС – это еще одна площадка, в которую входят сверхдержавы и на которой Азербайджан мог бы доносить свою позицию по нагорно-карабахскому конфликту.
По словам старшего научного сотрудника Центра постсоветских исследований ИМЭМО РАН Станислава Притчина, сейчас в рамках перестройки кадровой политики в МИД Азербайджана идет адаптация внешней политики под новые реалии. «Думаю, что сейчас ШОС для Азербайджана будет рассмотрена как приоритетный и интересный формат сотрудничества, который позволит Баку получить еще одну новую площадку, где он будет представлять свою позицию. В перспективе Азербайджан может получить статус члена ШОС, передает AZE.az со ссылкой на портал “Москва-Баку”.
Известно, что Иран давно стремится стать членом организации и если это в итоге произойдет, то Шанхайская организация сотрудничества, скажем так, прирастет Каспийским регионом. Есть в ШОС и непростые моменты «вызовов», например, в ШОС входят и Индия, и Пакистан. А сейчас, например, партнеры по диалогу – это Азербайджан и Армения. Но мы видим, что в рамках ШОС наблюдаются и попытки диалогов между конфликтующими странами. Например, в рамках встречи глав минобороны страны ШОС, которая прошла в Подмосковье 4 сентября, прошла встреча индийской и китайской делегаций, чьи страны сейчас находятся в пограничном остром конфликте. Полагаю, что в этом смысле ШОС также может стать еще одной площадкой для обсуждения нагорно-карабахского урегулирования. То есть, поскольку ШОС в центр внимания ставит в том числе вопросы безопасности, значит Азербайджан сможет фиксировать и этот момент.
Кроме того, растет статус Азербайджана как транспортно-логического хаба, Азербайджанская Республика задействована в глобальных транспортных проектах, соединяющих Восток и Запад. Железная дорога Баку – Тбилиси – Карс является партнером проекта «Один пояс, один путь», что важно для наращивания отношений с Китаем. И да, у Азербайджана со всеми членами ШОС, особенно центральноазиатскими глубокие стратегические отношения. В перспективе Азербайджан может стать членом этой организации.
C точки зрения потенциального желания Азербайджана как-то укрепить отношения с Китаем здесь, конечно, присутствует географическая отдаленность – в отличие от того же Казахстана, где есть непосредственная граница и вовлеченность в экономику и политическое взаимодействие. Для Азербайджана важно обеспечить загруженность транспортных маршрутов, где он является важным участником, это Север – Юг, Баку – Тбилиси – Карс. И чтобы обеспечить загрузку, важно иметь конструктивные стратегические отношения в том числе с Китаем».
Директор Института политических исследований Сергей Марков считает, что сегодня ШОС все больше укрепляется как международная организация и диалоговая площадка. «Шанхайская организация сотрудничества развивается и Азербайджану становится выгодно в ней участвовать. В более тесных связях с ШОС заинтересована и Турция, братская для Азербайджана страна. Одной из неформальных особенностей ШОС является то, что среди стран-членов организации нет прямых американских союзников, нет тех, кто по требованию американцев что-то бы сделал. Хотя Турция и является членом НАТО, но у нее сейчас сложные, конфликтные отношения с Соединенными Штатами. И я считаю, что это некая новая форма международная жизни, когда различные страны не диктуют друг другу условия, а пытаются найти cовместные интересы, такое гармоничное решение проблем.
Также, безусловно, растет и значимость Азербайджана в качестве транспортного хаба, это важно и в этой связи, думаю, Баку тоже интересный партнер для ШОС. Членство Азербайджана в ШОС позволит усилить его позиции в этой связи. Ну и конечно, нагорно-карабахское урегулирование. В аспекте «наступательной дипломатии» Азербайджан стремится все больше наращивать сотрудничество с ключевыми игроками».