Ведение войны изменилось – теперь небо Карабаха полностью контролируют БПЛА, им Азербайджан отдавал приоритет развития. Тесно сотрудничал с Турцией и Израилем в этом направлении. Закупал, развивал собственное лицензионное производство. В итоге ставка на них полностью сработала, считает военный эксперт.
Как передает AZE.az, Axar.az публикует интервью с российским военным экспертом Алексеем Хлопотовым.
– Армянская сторона более не может скрывать тот факт, что основные потери ей наносят израильские и турецкие беспилотники. Свидетельствует ли это о том, что современная война приобрела новые черты?
– Совершенно верно подмечено, что боевые действия в Нагорном Карабахе демонстрируют нам совершенно иную тактику, нежели мы видели ранее. Это связано с тем, что сторонами конфликта являются два государства. Сегодня в России принято апеллировать к «сирийскому опыту», однако в Сирии мы наблюдали, по сути, гражданскую войну, где на одной стороне выступает государство, а на другой – некие иррегулярные формирования.
Сегодня в Карабахе идет классическая война. При этом мы видим, что Вооруженные силы Азербайджана сумели более точно спрогнозировать характер будущих боевых действий, подготовиться к ним.
Смотрите, что сегодня происходит: в силу насыщенности средств ПВО как с той, так и с другой стороны, пилотируемая авиация утратила свое значение и оказалась прикована к аэродромам, хотя, казалось бы, кто мог такое предположить? Во всех конфликтах последних десятилетий роль авиации была, по сути, главенствующей. Теперь небо Карабаха полностью контролируют БПЛА. И именно беспилотникам Азербайджан отдавал приоритет развития. Тесно сотрудничал с Турцией и Израилем в этом направлении. Закупал, развивал собственное лицензионное производство. В итоге ставка на них полностью сработала.
Эффективность беспилотников превзошла все возможные ожидания. Мы наглядно увидели, что современные средства ПВО, заточенные на борьбу с классическими пилотируемыми летательными аппаратами, практически бесполезны в борьбе с БПЛА. Если одиночные и достаточно крупные беспилотники еще сбиваются, то при массированном использовании, при групповых налетах, целями становятся уже установки ПВО. И противоядия против дронов пока никто так и не придумал.
– О чем говорит тот факт, что ни в апреле 2016, ни сейчас т.н. «линия Оганяна» не устояла и азербайджанская военная техника легко взламывает укрепрайоны?
– Тема укрепленных линий отошла в прошлое еще в середине прошлого века. Любая линия вполне успешно прорывается либо просто обходится. Есть классические примеры: «Линия Маннергейма», «линия Мажино», «Атлантический вал». Поэтому городить какие-то линии сегодня, в XXI веке, практически бесполезно. В современных условиях речь может идти только о подготовленной в инженерном отношении обороне, которая может на какое-то, весьма ограниченное время задержать продвижение атакующей стороны. Это, да. Но возлагать фундаментальные надежды на то, что удастся отсидеться за какими-то укреплениями – это глупо. Поэтому прорыв был вполне закономерен и ожидаем.
– Азербайджанские беспилотники очень легко поражают армянскую военную технику. В чем причина?
– В действиях БПЛА. В условиях, когда ПВО бесполезна и никаких средств защиты у танков, САУ, тех же ЗРК от поражения в верхнюю полусферу нет, когда нет никаких средств маскировки и противодействия, результат налицо.
– В процессе деоккупации возможны ли танковые «клещи» и удары в духе Ази Асланова?
– Нужно учитывать особенности региона – горные хребты, серпантины, узкие дороги. География сильно затрудняет использование танков в их классической роли – прорыв с дальнейшим охватом и разгромом тылов. Кроме того, танки старой советской генерации, сколько их ни модернизируй, уязвимы для современных средств поражения. Нужны какие-то новые принципы защиты бронетехники с верхней полусферы. При этом существующие комплексы активной защиты, которые начинают применяться на БТТ, пока еще весьма несовершенны.
Но танки списывать пока рано. Дело в том, что в Карабахе ведется борьба за территорию. Это подразумевает освобождение, населенных пунктов. Это означает, что в данной конкретной точке должен ступить сапог солдата-пехотинца. Но пехота требует поддержки тяжелым вооружением. Поэтому танки никуда не денутся еще долго.
Что касается дальнейших действий, то скорей всего продолжится давление на противника на всех участках фронта. В конце концов у сепаратистов закончатся ресурсы. Закончится техника, боеприпасы и даже просто люди. Это откроет дорогу в центральные районы к Шуше и Ханкенди.
Я не сомневаюсь, что Карабах очень скоро будет полностью освобожден. Однако не стоит думать, что за этим все сразу закончится. Скорее всего, армянские экстремисты будут еще какое-то время пытаться совершать провокации. Тут будет крайне важно надежно перекрыть границу, провести операции по зачистке. Но при этом нужно и важно опираться на поддержку местного населения. Думаю, что такая поддержка не заставит себя ждать.
– Если боевые действия будут вестись тем же темпом, то в течение какого срока над Шушой и Ханкенди будет развеваться флаг Азербайджана?
– Раньше я неоднократно заявлял, что операция по освобождению Карабаха продлится от 10 дней до двух недель. Пока все так и происходит, хотя на первоначальном этапе произошла задержка. Поэтому, возможно, еще неделю или две. Не думаю, что дольше.