Азербайджан – страна которая хочет мира и у себя дома, и везде. И именно к этому он стремится сейчас, в период военного конфликта который обострился между Азербайджаном и Арменией. Как передает AZE.az, об этом в интервью порталу «Москва-Баку» рассказал азербайджанский оперный певец, солист Большого театра Эльчин Азизов. Артист также рассказал, как он видит решение военного конфликта, и что готов сделать для защиты своей родины.
– Эльчин ваши чувства и эмоции, когда вы узнали, что в Карабахе началась война? На сколько сильно вас волнует эта тема?
– Я хотел бы уточнить, что военный конфликт происходит на территории Азербайджана и поэтому называть его конфликтом между двумя странами, на мой взгляд, не совсем правильно. Азербайджан на протяжении 30 лет пытается мирным путем вернуть свои исторические земли, которые были оккупированы. Четыре резолюции совета безопасности ООН игнорируются на протяжении 27 лет. Я не знаю, существует ли в мире подобный прецедент двойных стандартов, когда для кого-то этот документ действует в течение нескольких дней, а в нашей ситуации документ не срабатывает на протяжении 27 лет. Понять это невозможно, и все попытки решить вопрос мирным путем к сожалению, не увенчались результатом. Обязательно хочу отметить что речь идет не только о Нагорном Карабахе. На данный момент речь идет также о семи районах, которые были оккупированы помимо Нагорного Карабаха. Это Лачинский, Джебраильский, Агдамский, Кубатлинский, Зангеланский, Кельбаджарский и Физулинский районы. Откуда 30 лет назад было выселено сотни тысяч мирных жителей, которые уходили, убегали кто успел. Мне очень тяжело говорить о тех жертвах, но наверно об этом надо говорить потому что было огромное количество жертв среди мирного населения.
Уже 30 лет говорится о принципах и договоренностях, которые были достигнуты в определённый момент посредством Минской группы ОБСЕ с участием Азербайджана и Армении. Однако по факту мы видим, что ничего не происходит. А то что происходит лично меня не радует. Происходят провокации. То, что началось сейчас, к огромному сожалению, называется полномасштабная война. Началась она из-за тех провокаций, которые были. И самое ужасное, что эти провокации продолжаются после того как в Москве, благодаря личному участию и президента РФ, и министра иностранных дел России, было достигнуто некое перемирие на определённых условиях.
На сколько сильно меня волнует эта тема? Меня это беспокоит на прямую. Это касается каждого азербайджанца, каждого в ком течет азербайджанская кровь. Потому что невозможно жить осознавая, что у тебя есть земля, на которую ты не можешь поехать. Ужасно осознавать, что моему сыну 19 лет, а я не могу показать ему уникальный и древний азербайджанский город Шуша в котором родились выдающиеся личности азербайджанской и мировой культуры и музыки. Угнетает то, что мой сын и моя супруга являясь прямыми потомками Панах Али Хана Джаваншир, первого Хана Карабаха не могут поехать на свою родину и увидеть её красоты. Это ужасно, когда человек не может попасть к себе домой. Азербайджан никого не выгоняет. Мы всегда говорили о том, что мы хотим жить в мире. И именно к этому мы стремимся сейчас.
– Ракетный удар по городу Гянджа в результате которого погибли мирные жители осудили некоторые страны и сейчас рассуждают над тем, что же это было- случайность, провокация или месть. Ваше мнение?
– Это была очередная провокация. Как можно было на следующий день после заключения перемирия, в три часа ночи, ударить баллистической ракетой по жилому дому, где мирно спят люди. Погибли 10 человек… Некоторые страны осудили этот обстрел, но его должен осудить весь мир. Как такое возможно после заключения перемирия? И кто после этого агрессор, кто хочет войны? Многие СМИ, в том числе, к огромному сожалению и некоторые российские СМИ, обвиняют Азербайджан в том, что именно мы являемся агрессорами в данной ситуации. Мы не агрессоры, мы находимся на своей земле. Мы у себя дома, и хотим, чтобы наши беженцы вернулись в свои дома, чтоб наслаждались красотами нашей прекрасной страны. Мы хотим жить в мире со всеми, как это было многие годы.
Сейчас мы упомянули про Гянджу, в которую попал снаряд, а если вспомнить, то что произошло несколькими днями ранее. Очередной снаряд попал в Гянджу и одной из пострадавших стала этническая армянка. То есть они попали в дом армянки, гражданки Азербайджана. В Азербайджане до сих пор проживает порядка 30 тысяч этнических армян, я уже не говорю о сотнях тысяч этнических русских и многих других национальностей. Мы всегда были многонациональными, многоконфессиональными. В Азербайджане около 15 православных церквей, около 10 синагог. Постоянно строятся храмы, мечети, синагоги. И нас упрекают в том, что мы проводим какую-то этническую чистку, в том, что мы хотим кого-то истребить. Так почему же у нас до сих пор живет такое количество армян? Чего я уверенно не могу сказать о соседней стране. Почему в Нагорном Карабахе не живут азербайджанцы?
Я очень надеюсь, что меня услышит и армянский народ, с которым мы жили в Нагорном Карабахе, и в Баку, и во всем Азербайджане. Мы жили рядом и прекрасно ладили до тех пор, пока не начались провокации людей, которые пытались ублажить свои политические амбиции, пытались нажиться на этом. Они создали рану, которая кровоточит на протяжении 30 лет. Азербайджанский народ не ведет войну или противостояние с армянским народом. Противостояние ведется с криминальным руководством, которое сейчас стоит у власти Армении и которое наверно просто ненавидит свой народ. Потому что подобного отношения я не могу понять, и я с большой надеждой обращаюсь чтоб они остановились.
– Как вы видите решение этого конфликта? Необходим посредник или стороны могут сами договориться?
– Мне сложно говорить на эту тему, я не политик, чтобы понимать детали самого переговорного процесса. Я понимаю факты, понимаю то, что происходит посредством этих переговоров. На данный момент, к сожалению, 30-летние переговоры не дали плодов. С нашей стороны, и со стороны Минской группы ОБСЕ все оговорено, но к сожалению противоположная сторона не соглашается реализовывать в жизнь те договоренности, которые уже были достигнуты. Мы надеемся, что странам, которые присутствуют в регионе, не безразлична судьба того что происходит сейчас в Азербайджане, не безразличны понятия мир и благополучие. Наверно они должны участвовать в переговорном процессе, как посредники, как дипломаты, как люди, которые за столом переговоров высказывают свое мнение.
Несмотря на то, что были захвачены наши земли мы всегда были и остаемся, и наш президент это неоднократно подчеркивал, приверженцами мирного урегулирования конфликта. Азербайджан – страна, которая хочет мира и у себя дома и чтоб мир был везде.
– Азербайджанцы, живущие в России, как-то участвуют в поддержке своих соотечественников в Азербайджане?
– Да, многие азербайджанцы переводят средства в Фонд поддержки Азербайджана, помогают своей стране, своей родине. И это абсолютно нормально и правильно. Каждый пытается поддержать, чем может. Я уверен, что это происходит не только в Москве, но и по всей России.
– Если будет призыв встать на защиту Азербайджан, поедете?
– Я люблю свою родину, у меня есть главнокомандующий и, если это понадобится… значит так тому и быть. Но я верю, что справедливость восторжествует и проблема оккупированных территорий решится мирным путем. И тогда я обязательно поеду в Карабах и спою на азербайджанской земле, на которой наступит мир и благополучие!