Обстрелы мирного населения и городов Азербайджана демонстрируют, что Ереван отчаянно хочет заставить Азербайджанские вооруженные силы прекратить контрнаступление, но также надеется, что если они этого не сделают, то хотя бы ответят аналогичным образом и таким образом Ереван втянет Россию напрямую в войну через ОДКБ. В любом случае это отчаянный и трусливый поступок, настоящее военное преступление.
Как передает AZE.az, Axar.az публикует интервью с американским политическим аналитиком Эндрю Корыбко.
– Как известно, Армения в очередной раз произвела ракетный обстрел города Гянджа. Имеются жертвы среди мирного населения, в том числе дети. Власти Азербайджана и зарубежные эксперты классифицировали данный акт агрессии как военное преступление. Какие еще страны прибегали к такому варварскому методу ведения войны и чем это для них закончилось?
– Масштабные бомбардировки жилых районов и раньше имели место во многих конфликтах, но с разными целями. Такие действия представляют собой эскалацию конфликта, какой бы предлог ни был заявлен. Это почти всегда происходит из-за некоторого отчаяния, из-за того, что преступник проигрывает и хочет вызвать гуманитарную катастрофу для своего противника, пытаясь заставить его остановить войну.
В случае с продолжающейся в Нагорном Карабахе войной, эти атаки осуществляются Арменией потому, что она проигрывает на поле боя. Ереван отчаянно хочет заставить азербайджанские вооруженные силы прекратить контрнаступление, но также надеется, что если они этого не сделают, то хотя бы ответят аналогичным образом и таким образом Ереван втянет Россию напрямую в войну через ОДКБ. В любом случае это отчаянный и трусливый поступок, настоящее военное преступление.
– Азербайджан вернул под свой контроль целый ряд районов и населенных пунктов. Армия выполняет поставленные перед ней задачи. Как вы считаете, что стало решающим фактором в достижении этой способности?
– У Азербайджана было почти 30 лет, чтобы построить свою армию и превратиться в региональную державу, с которой нужно считаться. Также есть важный нематериальный фактор – боевой дух ваших Вооруженных сил. Вы очень увлечены освобождением своих оккупированных территорий и возвращением своих внутренне перемещенных соотечественников в свои дома после того, как там прошла этническая чистка в отношении азербайджанцев.
Армянская сторона, однако, слаба в военном отношении, хотя они надеются использовать свое географическое преимущество в горах, чтобы остановить наступление и, возможно, даже вести там партизанскую, диверсионную или террористическую войну, если проиграют. Армянские военные-оккупанты также не так страстны, как азербайджанские освободители, поскольку они осознают свои собственные ограничения, системные слабости и тот факт, что мир официально считает их незаконными оккупантами чужой страны.
В Карабахе есть граждане Азербайджана – этнические армяне, которые борются в поддержку сепаратистов, но они делают это потому, что им внушили двойную идеологию «Великой Армении» и «жертвы». С одной стороны, они хотят продолжить региональный экспансионизм, а с другой – их обманули, заставив поверить, что их поражение приведет к так называемому «второму геноциду». По сути, они политические радикалы.
– По вашему мнению, почему армянские СМИ по-прежнему, несмотря на доказательства, продолжают убеждать своих, что, дескать, еще чуть-чуть и дойдем чуть ли не до Баку. Ведь уже и в самой Армении ясно, что их претензиям на Карабах пришел конец.
– Правительство и зарубежные покровители из диаспоры ставят перед армянскими СМИ задачу укрепить двойную идеологию, в частности «геноцид» как причину регионального экспансионизма. По историческим причинам некоторые могут утверждать, что армянское общество подвержено «комплексу неполноценности», который, в свою очередь, используется для ведения агрессивных войн, чтобы «проявить себя» и «почувствовать себя лучше». Другими словами, поддерживаемое диаспорой армянское правительство и его представители в СМИ ведут очень интенсивную информационную войну против среднего армянина, чтобы поддерживать бушующий конфликт в своих корыстных идеологических целях.
– Россия и страны ОДКБ не стали помогать Еревану, несмотря на его слезные просьбы. Даже Франция, которая вначале собиралась «не допускать Азербайджан вернуть Карабах», умерила риторику. В чем причина, по вашему мнению?
– Де-факто ОДКБ контролируется Россией, и нереально представить, что ее члены в одностороннем порядке или в коалиции друг с другом без России осуществляют какие-то действия от имени организации. Россия, на которую другие члены ориентируются, на данный момент выступила против участия организации в этом конфликте, но подтвердила, что она будет соблюдать свои обязательства по взаимной обороне для защиты международно признанной территории Армении (которая, разумеется, не включает оккупированный азербайджанский регион Нагорного Карабаха и семь прилегающих к нему районов), если потребуется. Россия очень обеспокоена тем, что официальное выступление на защиту Армении под знаменем ОДКБ, ведущей свою агрессивную войну против Азербайджана, может создать опасный риск спровоцировать войну с турецким союзником Азербайджана – членом НАТО.
Что касается Франции, то ее практическая поддержка армянских вооруженных сил имеет географические и материально-технические ограничения. Единственный вариант – это экстренная доставка оборудования и войск через Грузию, которая может не допустить таких рейсов, если Турция и / или лидер НАТО Америка возражают против этого (по какой бы то ни было причине). Фактически, даже если Америка одобрит этот сценарий, Турция все равно может возразить против него и пригрозить принять односторонние меры, чтобы остановить такие полеты. Это усугубит нынешний кризис альянса, связанный с членством Турции в альянсе после разногласий по Сирии и Восточному Средиземноморью. Это вполне может привести к распаду НАТО, чего ни США, ни Франция, ни Турция не хотят, по крайней мере, на данный момент. Возможно, именно поэтому Франция решила напрямую не мешать продолжающейся операции по освобождению оккупированных территорий Азербайджана.
– И в заключение: какой, по вашему мнению, будет новая реальность после победы Азербайджана в этой войне?
– Теперь мир понимает, что законные требования Азербайджана по поводу его территориальной целостности, ликвидации сепаратизма и терроризма больше нельзя игнорировать. Страна теперь рассматривается как нечто большее, чем просто «богатая энергоресурсами» или «геостратегически расположенная между Россией, Ираном и Турцией», как это упрощали большинство неосведомленных наблюдателей.
Азербайджан теперь считается самостоятельной военной державой. Его успешная военная кампания доказывает, что даже сравнительно менее известные страны могут оказать непропорционально большое влияние на глобальные события, как это сделал Азербайджан.
Баку напомнил миру те же четыре резолюции СБ ООН, которые Ереван не выполнял почти три десятилетия, показал, что он на передовой против процессов «балканизации», которые угрожают и без того дестабилизированной международной системе, и доказал, что у терроризма нет религии после того, как все увидели акты государственного терроризма, которые Армения совершила против Азербайджана. Это новая реальность, с которой мир должен бороться.