Поддержать одну из сторон в карабахском конфликте Россия не хочет – это будет противоречить общей стратегической цели, считает известный российский военный эксперт.
Второе гуманитарное перемирие в зоне боевых действий на оккупированной территории Азербайджана, как и первое, оказалось сорванным. Вооруженные силы Армении подвергли обстрелу территорию Агдамского района, выпустили ракету по Хызинскому району Азербайджана, фиксировались провокации и в зоне боевых действий.
Известный российский военный эксперт Павел Фельгенгауэр несколько дней назад в эфире одного из российских телеканалов заявил, что перемирие невозможно. Его слова подтвердились. Кроме того, еще в июле в беседе с Media.Az Павел Фельгенгауэр дал прогноз, заявив, что в случае начала боевых действий Россия не вмешается ни за Армению, ни за Азербайджан.
Как передает AZE.az, сегодня на вопросы Media.Az отвечает Павел Фельгенгауэр.
– Гуманитарное перемирие срывалось уже два раза, как вы и предсказывали…
– Перемирия не было, точнее, оно было виртуальным. Россия попыталась убедить обе стороны перестать воевать. Ну, и вежливые люди сказали «хорошо». Однако сама ситуация не позволяет остановить боевые действия.
– В июле в беседе с нашим изданием вы заявили, что Россия не вмешается ни за Армению, ни за Азербайджан. Так и происходит. Попытки примирить стороны есть, но вмешательства со стороны Москвы нет. Так какова, на ваш взгляд, позиция России? Москве выгоден уход прозападного Никола Пашиняна?
– В целом, да, так и есть. Пашинян Москве не нравится. Если он, скажем так, сгинет из Армении, то будет здорово. Но надо отметить, что Россия стратегически подходит ко всему. Для Москвы важно сохранить и укрепить влияние на Армению, Азербайджан и, по возможности, даже на Грузию. Поэтому вставать на позиции одной из сторон в карабахском конфликте Россия не хочет, так как это будет противоречить общей стратегической цели.
Но, конечно, Россия не хочет и дополнительного усиления влияния Турции на регион. Учения российской Каспийской флотилии можно воспринимать как некий сигнал.
– Тем временем, боевые действия идут, Азербайджан освобождает оккупированные районы. Никол Пашинян все еще сидит в Ереване, даже интервью раздает. Россия не реагирует на то, что армянская сторона терпит поражение за поражением на оккупированных азербайджанских территориях…
– … Все дело в том, что Карабах для России не особо важен. Если эти территории отойдут Азербайджану (в результате войны – ред.), и на этом конфликт закончится, то будет очень хорошо. А еще лучше будет, если при этом падет и режим Пашиняна. Впрочем, это неизбежно в случае такого разгромного поражения во второй карабахской войне.
России важно, чтобы Армения осталась союзником, а Азербайджан в какой-то мере остался в сфере российского влияния. Конечно, РФ была бы заинтересована ввести в Карабах каких-то наблюдателей, а еще лучше миротворцев. А сам Карабах, повторюсь, вообще не играет никакой стратегической роли для России.
– Но ведь поражение во второй карабахской войне может сподвигнуть Армению к уходу в объятия Запада?
– Сделать это Еревану будет крайне затруднительно. Возьмем, к примеру, Иран, границы с которым у Армении открыты. Это важный торговый партнер, который, кстати, может продавать Еревану беспилотники получше, чем те, которые производят армяне. Но близкие отношения с Ираном означают проблемы во взаимоотношениях с США. Еще никому не удавалось одновременно быть другом Ирана и Америки.
У Армении, на самом-то деле, сложная ситуация. Да, есть мощные лоббисты на Западе. Но развернуться в западном направлении как Украина или Эстония – это будет сложно.
– Давайте коснемся боевых действий. На что вы обратили внимание?
– Если вспомните, я вам давно говорил, что война неизбежна. Это случилось. И что мы видим сейчас? Армянская сторона оказалась совершенно не готова. Армения вооружена не самым современным оружием. В Ереване думали, что если начнутся боевые действия, то они будут краткосрочными, Москва поможет их остановить, и будет новое перемирие на армянских условиях. Нынешнюю ситуацию не прогнозировали.
А вот Азербайджан оказался готов к совершенно другой войне, Баку удерживает инициативу. Армянская сторона теряет хороших военных специалистов, опытных командиров, артиллеристов. Скоро у Армении начнутся жуткие проблемы со снабжением, а войны без снабжения не бывает.