По мнению российского эксперта, если у Пашиняна имеются какие-то версии компромисса, их желательно озвучить заранее, еще до похода за стол переговоров, чтобы не сидеть там опять понапрасну. Так как до этого у премьера Армении с компромиссами, как всем известно, было достаточно тяжело.
Как сообщает AZE.az, Axar.az публикует интервью c российским политологом, председателем Экспертного совета Фонда «Мастерская евразийских идей» Григорием Трофимчуком.
– Премьер-министр Армении Никол Пашинян заявил о готовности на компромисс в вопросе Карабаха. Что это – очередной маневр, чтобы выиграть время, или армянский лидер осознает потери и признает свой провал?
– Никол Пашинян ждет результатов президентских выборов в США, так как на данный момент все его знакомые политики на той стороне заняты этим делом. Поэтому оттяжка времени для него важна в любом случае. В том числе, чтобы осмотреться по сторонам в самом Карабахе, перевести, так сказать, дух, которого остается все меньше. На словах он был явно смелее.
Если у Пашиняна имеются какие-то версии компромисса, их желательно озвучить заранее, еще до похода за стол переговоров, чтобы не сидеть там опять понапрасну. Так как до этого у премьера Армении с компромиссами, как всем известно, было достаточно тяжело. А главным его «компромиссом» было заявление «Мир на территории я не меняю». А также известная фраза «Карабах – это Армения». И еще свежая попытка шантажа наблюдателей и сопредседателей насчет «признания Ереваном Карабаха».
Такие «компромиссы», такие «серьезные уступки» вряд ли устроят Баку. Поэтому – сначала «стулья» от Пашиняна. Он ведь еще в самом начале вел речь о том, чтобы придвинуть к переговорному столу стул для карабахских представителей. Стоит ли он до сих пор на тех же позициях – пусть сейчас пояснит подробнее.
– Каков ваш прогноз относительно того, как будет выглядеть ситуация вокруг армяно-азербайджанского конфликта, скажем, через месяц?
– Многое здесь зависит от самого Баку, так как за неполный месяц боев в карабахской зоне он увидел, зарегистрировал для себя все нужные международные реакции, понял всю психологию текущей войны и, главное, пробил на прочность самого Пашиняна.
Даже при самом благоприятном военном исходе сам регион вряд ли успокоится, в частности потому, что после этого Ереван постарается «взорвать» все ключевые партнерства с российским участием.
Таким образом, простым возвратом земель военным путем дело явно не ограничится. Надо понимать уже сейчас, какая политическая и территориальная конфигурация региона устроит максимум участников.
Азербайджан и Россия должны иметь на этом поле совпадающие позиции. В противном случае война встанет в ряд вечных конфликтов, разжигаемых внерегиональными силами по всему периметру РФ. Поэтому первостепенное значение могут иметь сейчас переговоры по линии Москва – Баку.