На днях президент России Владимир Путин заявил следующее: “Мы понимаем, что такая ситуация, при которой значительная часть территории Азербайджана утрачена, не может продолжаться вечно”.
Это программа «В центре внимания». Ее автор и ведущий Андрей Шляпников представляет на портале «Москва-Баку» главные события, яркие кадры, мнение ведущих экспертов и все самое интересное, что оказалось в центре внимания, пишет AZE.az.
Смотрите в этом выпуске:
– Утраченные территории. Владимир Путин расставил все точки над i
– Переговоры в Вашингтоне. Почему Байрамов и Мнацаканян отказались от личной встречи
– Пойти на уступки или потерять все. В чем заключается непростой выбор Пашиняна.
Уже почти месяц к противостоянию в Нагорном Карабахе приковано внимание всего мира. Фото войны постоянно присутствуют на полосах ведущих европейских, американских и российских изданий. Карабах – одна из главных тем новостных передач и вечерних ток шоу. Политики разных стран продолжают попытки призвать Армению и Азербайджан к мирному решению конфликта.
О Карабахе пытаются спросить при любой возможности у ведущих мировых лидеров. Так, во время ежегодного заседания международного клуба Валдай иностранный журналист спросил президента России про особые связи с Арменией, на что Владимир Путин ответил, что у России всегда были и особые связи с Азербайджаном. В России проживает более 2 миллионов армян и около 2 миллионов азербайджанцев. Это не только те люди, которые приехали на временные заработки, но и те, которые здесь живут постоянно, – ответил Путин.
А вот как президент Россия объяснил почему страна сохраняет нейтралитет в этом конфликте? Это был искренний и честный ответ.
Путин: “На нас лежит ответственность за организацию переговорного процесса. Но понятно, и я здесь уверен на 100 процентов, все участники этого процесса, искренне стремятся к тому, чтобы ситуация была урегулирована. Но никто в этом так не заинтересован как Россия, потому что для нас это все живое. У нас это не только на глазах происходит, для нас это происходит в широком смысле, с нашими людьми, с нашими друзьями, с нашими родственниками.
Поэтому мы занимаем такую позицию, которая позволила бы нам пользоваться доверием как одной, так и другой стороны и играть существенную роль в качестве посредника в урегулировании этого конфликта, по сближению позиций. Мне бы очень хотелось, чтобы этот компромисс был найден”.
Конечно, другие страны также принимают активное участие в урегулировании военного конфликта между Арменией и Азербайджаном. На неделе Госсекретарь США Майк Помпео провел раздельные переговоры с главами МИД Армении и Азербайджана. Ранее Зограб Мнацаканян и Джейхун Байрамов исключили возможность трехсторонней встречи как это было в Москве. Итоговые заявления показали, что стороны продолжают обвинять друг друга в военных преступлениях.
Джейхун Байрамов: “В ходе встречи с госсекретарем США я проинформировал его о разрушительной политике Армении, в частности, об обстреле азербайджанских городов и мирных жителей, отправку наемников и террористов в зону боевых действий в Карабахе. Мы также обменялись мнениями по двусторонним отношениям между Азербайджанской Республикой и США”.
МИД Армении сообщил, что на встрече Помпео и Мнацаканяна была подтверждена необходимость выполнения договоренностей о прекращении огня и продолжения мирного процесса под эгидой Минской группы ОБСЕ. В сообщении отмечается, что министр “проинформировал госсекретаря США о военных преступлениях Азербайджана и о преднамеренных нападениях” на мирное население Нагорного Карабаха. Мнацаканян также в очередной раз заявил, что Азербайджан проводит операцию в Карабахе “при прямом участии Турции”, которая якобы вводит в регион “вооруженных ею террористов”. И в очередной раз, кроме слов, не было представлено никаких доказательств этого усердно продвигаемого официальными лицами Армении предположения.
Как и ожидалось, ничего нового на встрече с Помпео мы не услышали. Сам Помпео «подчеркнул необходимость покончить с насилием и защищать гражданские лица».
Белый дом: “Госсекретарь подчеркнул важность того, чтобы две стороны начали субстантивные переговоры под эгидой сопредседателей Минской группы ОБСЕ, чтобы разрешить конфликт, основываясь на принципах Хельсинкского заключительного акта о неиспользовании угрозы насилия, угрозы территориальной целостности и равных прав народов на самоопределение”.
На заседании дискуссионного клуба Валдай Владимир Путин не исключил также изменение формата Минской группы ОБСЕ, но против слишком активного участия других стран. Так, Путин заявил о несовпадении позиции Москвы и Анкары по ситуации на Южном Кавказе. Но одновременно дал всем понять, что Россия и Турция – партнеры, которые ценят взаимное сотрудничество. «С таким партнёром, как Турция, не просто приятно, с таким партнёром надёжно работается», – заявил Путин, подчеркнув, что с турецким лидером всегда можно договоритьcя. А Россия по-прежнему выступает за дипломатическое урегулирование конфликта за столом переговоров.
Путин: “Да, конечно можно сказать, что там уже тридцать лет идут переговоры, а толку никакого нет. Ну, что ж, на мой взгляд, это не значит, что нужно начать стрелять”.
«В силу целого ряда объективных причин, не потому что я хочу выпячивать роль России, но мы же все понимаем: Россия здесь, где она есть, рядом. Это наши соседи, у нас особые отношения с этими странами и этими народами. Влияние есть очень мощное».
«У нас, конечно, ситуация сильно отличается от связи США и Армении и Азербайджана, и даже от Турции и Азербайджана – даже так. Поэтому, конечно, мы чувствуем на себе особую ответственность. В этой связи должны и вести себя очень аккуратно». «Нужно, чтобы были найдены конструктивные приемлемые компромиссы для обеих стран».
Путин напомнил всему миру, что армяне, азербайджанцы, русские еще недавно были одной страной. Именно поэтому Путин по несколько раз в день говорит с лидерами Азербайджана и Армении Ильхамом Алиевым и Николом Пашиняном по ситуации вокруг Карабаха.
Безусловно российский лидер намного глубже и тоньше владеет информацией. Поэтому сейчас именно Москва рассматривается как площадка для возможной встречи Алиева и Пашиняна при посредничестве Путина. Но чтобы эта встреча состоялась стороны должны прийти к какому-то компромиссу, то есть ехать в Москву с определенными обдуманными и конкретными шагами для урегулирования конфликта. И всем понятно, для того чтобы достичь этого компромисса нужно провести огромную подготовительную работу.
Алиев : «Конечно такая встреча в Москве возможна, они и раньше были. Но все зависит от повестки встречи. К сожалению, правительство Армении далеко от перспективы мирного урегулирования конфликта».
Ильхам Алиев в первую очередь имел в виду сделанное на днях заявление Пашиняна, что цитата «у конфликта нет дипломатического пути решения». Алиев напротив уверен, что такое решение есть и оно давно прописано в международном праве.
Алиев: «Все районы Азербайджана должны быть освобождены. Абсолютно все. Конечно, можно говорить о временных рамках, и в основных принципах были определенные представления о временных рамках. На каком этапе будет освобождена первая часть районов и на какой стадии будет освобождена вторая часть районов? Так что это можно обсуждать. Однако очевидно, что все оккупированные территории должны быть возвращены».
Из этого заявление понятно следующее, что Алиев готов идти на перемирие, если Армения вернет оккупированные территории. В первую очередь речь идет о 7 оккупированных все эти годы районах вокруг Нагорного Карабаха. Кстати Владимир Путин прямо заявил, что ситуация при которой территории Азербайджана находятся под оккупацией, не может продолжаться вечно, таким образом, еще раз подтвердил признание Россией территориальной целостности Азербайджана.
Путин: «Мы понимаем, что такая ситуация, при которой значительная часть территории Азербайджана утрачена, не может продолжаться вечно. На протяжении многих-многих лет мы предлагали самые разные варианты урегулирования этого кризиса для того, чтобы стабилизировать ситуацию на длительную историческую перспективу. Я сейчас не буду вдаваться в подробности, но поверьте мне, это была напряженная работа по сближению позиций. В какие-то моменты казалось, что еще чуть-чуть, еще один шаг и мы найдем решение. К сожалению, этого не произошло, и сегодня мы имеем конфликт в самом худшем его варианте»
Итак, что же надо для урегулирования военного конфликта? Если отталкиваться от всеми признанного международного права, то в первую очередь Армения должна признать территориальную целостность Азербайджана и освободить незаконно оккупированные территории, что отражено, в том числе, в резолюциях Совбеза ООН.
Евгений Михайлов, политолог: “Президент России направил месседж Еревану: территории придется возвращать, что это неминуемо и за стол переговоров нужно было садиться, что называется, еще вчера и возвращаться к предварительным договоренностям о возврате оккупированных районов”.
Почему же тянет Пашинян? Если после стольких жертв он покинет оккупированные территории , то ему надо объяснить населению почему этого нельзя было сделать раньше и избежать тысячи цинковых гробов. А с другой стороны если война продолжится, то жертв будет еще больше, а спорные территории , вероятнее всего, будут потеряны Арменией в ходе боевых действий.
Евгений Михайлов, политолог: «Да, Россия как союзник Армении по ОДКБ сохраняет обязательства по военной помощи ей в случае агрессии в отношении нее. Но агрессии в отношении Армении нет, бои ведутся на признанной территории Азербайджана. России не нужна война у своих границ и как страна, выступающая гарантом безопасности в регионе, она будет предпринимать любые попытки для того, чтобы стороны конфликта сели за стол переговоров».
Сергей Марков, политолог: «Владимир Путин не только переподтвердил, что Россия в конфликте по отношению к сторонам занимает позицию равноудаленности, он пресек разговоры о том, что Россия может в большей степени склоняться в сторону Армении как союзника по ОДКБ. Путин четко дал понять всем – для нас важны как Армения, так и Азербайджан. Но его заявление о необходимости возвращения Арменией территорий все же показало, что Москва ждет от Еревана возврата территорий».
Так что выберет Пашинян? Конечно же, он будет и дальше пытаться задействовать все рычаги, чтобы, в первую очередь, минимизировать свои имиджевые потери и сохранить власть. Идеальный вариант для Пашиняна – это ввод миротворческих сил, но для этого согласие должны дать обе стороны конфликта. Без согласия Азербайджана и Армении ввод миротворцев невозможен, и в этом вопросе мировое сообщество также проявляет полную солидарность. Еще один вариант для Пашиняна – референдум в самопровозглашенном Нагорном Карабахе. Эту идею настойчиво пытается продвигать Армения, однако Азербайджан на это никогда не согласится.
Алиев: “Нет, конечно же, нет. В Нагорном Карабахе никакого референдума не будет. Мы с этим никогда не согласимся. Мы не дали на это согласие во время переговоров и сейчас, когда большая часть территорий возвращена об этом не может быть и речи”
Ну а пока не найдено мирное решение, продолжаются боевые действия. И здесь очевидный перевес на стороне Азербайджана. Каждый день приходят новости об успешном контрнаступлении азербайджанских Вооруженных сил. По имеющейся на данный момент информации уже освобождены более 150 населенных пунктов, включая три города и три поселка, азербайджанской армией заняты важные стратегические высоты.
Сейчас многие пытаются предугадать как будет развиваться карабахский конфликт дальше? Должен же быть какой-то выход. Ясно одно – России не нужна горячая точка в Закавказье и Москва сделает все возможное, чтобы найти решение и окончательно затушить этот долго тлеющий конфликт, который перерос в страшный пожар.