Проигрыш в войне – это поражение армянства, которое сделало ставку на оккупацию Карабаха, но Баку нужно быть очень осторожным, считает российский эксперт.
Подписанное в ночь с 9 на 10 ноября заявление по Карабаху уже вызвало ожидаемую реакцию в Армении, где пытаются, пока безуспешно, оспорить договоренность.
Как передает AZE.az, известный российский журналист и общественный деятель Максим Шевченко в беседе с Media.Az отметил, что сейчас, в политическом смысле, все только начинается: «Но война закончена. И сейчас уже ясно, что в Ереване к власти могут прийти силы, которые будут пытаться добиться реванша. В Армении на данный момент нет такой политической силы, которая могла бы спокойно сказать: «Все! Давайте закончим эту бойню, надо договариваться». Можно ожидать расправы над «пашиняновскими» и так далее».
– Задам, наверное, символический вопрос: реакция в Азербайджане и Армении на подписанное заявление о прекращении войны существенно отличается. Почему?
– Ничего удивительного здесь нет. Это поражение армянства, которое сделало ставку на оккупацию Карабаха, колонизацию Карабаха, заселение Карабаха армянами, привезенными из других регионов и, в конце концов, на создание так называемой «Великой Армении». Карабах хотели сделать форпостом то ли Франции, то ли Аргентины, то ли США в районе Южного Кавказа. Но пусть они сами разбираются в том, чего не случилось и какие группировки боролись за право стать форпостом.
Еще раз подчеркну, это тяжелейшее поражение. И мир в Ереване не воспринимают. Я хочу, чтобы у азербайджанцев не было головокружения от успехов. Да, победа Азербайджана безусловна. Но головокружения быть не должно. Сейчас должно наступить понимание, что начинается большая игра, в которую вступила Россия. Это игра и за Грузию, и за Азербайджан. И очевидно, что Баку должен поддерживать хорошие отношения с Москвой.
Я не исключаю, что будут попытки втянуть Азербайджан в какие-то новые конфликты. Возможно, будут диверсионные и террористические угрозы. Мы знаем, что есть армянские группировки, которые делают ставку на террор.
Сейчас, несмотря на радость победы, надо держать голову холодной, внимательно анализировать и оценивать все риски. Это похоже на Потсдамское соглашение 1945 года, когда решалась судьба мира, и я не преувеличиваю (на Потсдамской конференции державами-победительницами были приняты решения о новом политическом и территориальном устройстве Германии, ее демилитаризации, выплачиваемых Германией репарациях и судьбе немецких военных преступников – цитата по Википедии).
– Многие эксперты заявляют о том, что после карабахской войны, фиксирования ее итогов, Азербайджан может вступить в ОДКБ, ЕАЭС…
– Что касается ОДКБ, то, я думаю, что это фантазии. Зачем Азербайджану это нужно? Что, в ОДКБ будут одновременно и Азербайджан, и Армения? Баку сейчас будет восстанавливать освобожденные территории.
Но если в будущем Азербайджан вступит в ОДКБ, то почему бы это не сделать и Турции, например (улыбается)?
А вот Евразийский экономический союз – это другие дело. То, что Азербайджан участник Движения неприсоединения этому никак не помешает. И можно вспомнить коридор в Нахчыван через Зангезур, о котором было объявлено, это все потребует кооперации. Открываются большие возможности.
– А что вы думаете о попытках денонсировать соглашение по мирному урегулированию в Карабахе, на котором активно настаивают некоторые силы в Армении?
– Я еще раз скажу: У Азербайджана не должно быть эйфории. К власти Армении сейчас могут прийти только реваншисты и фашисты. Ни одна политическая сила в этой стране не сможет сказать о примирении с Азербайджаном. Все будут говорить о перевооружении, реванше, но это не значит, что Россия позволит им это сделать. Все, кто сейчас сможет прийти к власти в Армении, так или иначе, будут контролироваться из Москвы, я в этом уверен. Но все равно, ситуация достаточно опасная.
Что касается мирного соглашения, то оно спасло тысячи армянских военнослужащих. После взятия Шуши стало понятно, что они попали в котел. Продолжение войны привело бы к их мучительной гибели от голода, холода или боевых действий.
Но, еще раз подчеркну: я не думаю, что все завершено. По ту сторону границы – сумасшедший дом. А соседство с сумасшедшими всегда чревато непредсказуемыми последствиями.
– Не могу не спросить о роли Турции. Москва и Анкара нашли общий язык?
– Они давно нашли общий язык, я вас уверяю.