Можно ли сравнивать изгнание азербайджанцев и нынешний уход армян из Карабаха?
Продолжается процесс вывода армянского населения и войск, а также создания специального анклава для мирного проживания армян в Карабахе. И, кажется, тут все учтено и понятно. Но вновь раздаются голоса недовольных и вопрошающих о некой справедливости к армянам – по их мнению, армянское население должны получить какие-то особые уникальные права на проживание, а сам процесс выхода населения из трех оккупированных районов, приносит много “бедствий” его жителям.
Но что знают эти «добродетели» о том, как покидали захваченные земли азербайджанские беженцы в 1992 и 1993 годах, которых просто в раз вышвырнули с родных земель? История просто кровоточит ужасающими фактами и подробностями.
Для начала – тем, кто говорит о дискомфорте и “бедствиях” тех армян, что покидают территории трех районов, указанных в пунктах трехстороннего соглашения по Карабаху. Определенная часть из них – люди пришлые, которых армяне намеренно заселяли в Карабах, после того как многие настоящие карабахские армяне в 90-ии годы переехали либо в Армению, либо вообще уехали за рубеж, не желая жить на земле, находящейся, по международному статусу, в состояние «оккупации». Многие из них не желали, чтобы азербайджанцы были изгнаны из Карабаха и были подавлены происходящими событиями. А пришлые – прожили на этой земле менее 30 лет, прекрасно понимая, что находятся тут на «птичьих правах».
В то время как азербайджанцы, покинувшие Карабах в 90-их годах, жили исконно на этих землях столетиями.
Между тем, даже страшно вспоминать о том, как покидали Карабах азербайджанские беженцы в 90-их годах. Об этом почему-то не предпочитают вспоминать историки и политики в той же Франции, хотя о так называемом, «армянском геноциде» там говорят очень много.
В 1993 году 60 тысячам азербайджанским беженцев было дано 10 часов для того, чтобы покинуть свои земли. 1000 армян просят 15 дней на выезд из Кельбаджара сейчас.
А знают ли «добродетели» армян как покидали свои села и города азербайджанцы в 90-их годах? У многих и не было и этих десяти часов. Их мучили, пытали, сжигали…
Как передает AZE.az со ссылкой на Vzglyad.az, так в ночь с 7 на 8 апреля 1992 года apмянские вооруженные формирования с помощью apмянских боевиков в Нагорном Карабахе (под непосредственным руководством Р. Кочаряна), атаковав кельбаджарское село Агдабан, полностью сожгли это село, состоявшее из 130 домов. Подвергнув жестоким пыткам 779 мирных жителей, они жестоко убили 67 человек, тем самым учинив акт геноцида. За одну ночь было убито 8 стариков в возрасте 90-100 лет, 2 малолетних ребенка, 7 женщин заживо сожжены, 2 человека пропали без вести, 12 получили тяжелые телесные повреждения.
Село Башлыбель являлось одним из самых больших и отдаленных населенных пунктов Кяльбаджара. Из-за отдаленности села его жители поздно узнали о том, что Кяльбаджар попал в осаду армян. Многие думали, что эта информация носит провокационный характер. Именно по этой причине никто и не покинул свои дома. Утром 1 апреля 15 мирных жителей села были расстреляны на месте. По показаниям очевидца Имарят Мямишовой, которая была взята в заложницы вместе со своими двумя малолетними детьми, на ее глазах армяне расстреляли 8 гражданских лиц, в том числе ее 8–летнего сына Талеха, а потом сожгли трупы. После этого армяне повели саму Имарят Мямишову, ее 10–летнего сына Ядигяра, других женщин, стариков и детей в Ханкенди, где подвергли чудовищным пыткам.
62 человека, не покинувшие родные земли, вместе с солдатами укрылись в горах, где им удалось пробыть всего 17 дней. В скором времени укрытие было обнаружено. Эти люди оказывали сопротивление врагу, вооружившись всего двумя дробовиками и несколькими автоматами.
Во время оккупации Башлыбеля было расстреляно 28 человек, одного из участников Великой Отечественной войны Гусейна Гусейнова сожгли заживо, житель села Ганаат Агаев, страдающий психическим заболеванием, был замучен до смерти, 19 сельских жителей (женщины, дети и старики) были взяты в заложники. Тридцать человек, которым удалось уйти от вражеских пуль, отступили в горы и прожили в осаде в пещерах еще 113 дней.
Выжившие неоднократно сталкивались со смертью близких и голодали в течение нескольких суток.
22 июля 1993 года 29 человек, которым удалось вырваться из осады, преодолев долгий, полный лишений пеший путь длиною в четыре дня смогли пересечь территорию Дашкесана.
В целом из Кельбаджарского района было изгнано 53.340 человек, убито 511 мирных жителей, 321 человек был взят в плен или пропал без вести. От apмянского террора пострадали 24279 детей, из них сиротами остались 734. Району был нанесен материальный ущерб в размере 761 миллион долларов.
Варварский, зверский геноцид под видом создания гуманитарного коридора был учинен для несчастных ходжалинцев, став одним из самых страшных актов убийства мирных жителей вообще в мировой истории. Он настолько страшен, что получил название «Ходжалинская резня», хотя мировое армянское лобби всячески противится преданию ему обозначения «геноцид», ибо таким образом будет напрочь обезличен статус «армянского геноцида».
Помимо тех, кто получил огнестрельные ранения, десятки ходжалинцев погибли от холода и обморожения в лесах. Более тысячи жителей Ходжалы были взяты в плен, среди них и несколько десятков турок-месхетинцев, беженцев из Средней Азии. По официальным данным в результате этой трагедии погибло (включая замёрзших в пути), а также было замучено, в страшных пытках, 613 человек, из них 63 ребёнка, 106 женщин, 70 стариков. 8 семей было уничтожено полностью. 487 человек, включая 76 детей, было ранено, 150 человек пропало без вести, 1275 человек побывало в заложниках, с мест постоянного проживания было изгнано 5379 человек. Из пленных о судьбе 150 человек, в том числе 68 женщин и 26 детей, до сих пор ничего не известно.
И теперь, после этих жутких воспоминаний, все условия, предоставленные Азербайджаном для армянского населения, покидающих эти районы, можно назвать невероятно гуманными и человечными. Кроме того, Азербайджан согласился дать еще 10-дневную отсрочку для армянского населения из Кельбаджара, что вообще снимает все вопросы о каких-либо неудобствах для армян. Им в спину не тычат дула автоматов, их не гонят в горы, в мороз, и не сжигают заживо, как охотно поступали армянские изуверы с азербайджанскими беженцами. Времени у армян более чем достаточно, и судя по официальным материалам зарубежных СМИ, чтобы вытащить из дома без спешки, все, включая унитазы, трубы, половицы и черепицу, а после, поджечь свои дома, наполняюсь бесконечной желчью и жалуясь на свою судьбу всем, в том числе зарубежным журналистам и провозащитникам. Каждый из этих армян, прекрасно понимал и знал, что все это время проживает незаконно на оккупированных землях Азербайджана, в чужих домах изгнанного и замученного народа. И после этого у кого-то еще могут оставаться какие-то вопросы?