Минская группа ОБСЕ почти за 27 лет своего существованимя не смогла сделать хотя бы один существенный шаг по разрешению армяно-азербайджанского нагорно-карабахского конфликта.
Произошло то, что и ожидалось: французское правительство, его отдельные структуры, в частности МИД этой страны, хором заявили, что не поддержат последнее решение Сената, потому что подобные призывы лишь создадут дополнительные трудности для дальнейшего процесса разрешения карабахского конфликта.
Как гласит известная восточная мудрость, два арбуза в одной руке не удержись. Однако, похоже, французской политической элите это неведомо и именно к этому она стремилась.
С одной стороны, они хотели получить или же не растерять политическое расположение и поддержку избирателей армянского происхождения на будущих выборах, с другой же – показать Азербайджану, что это всего лишь обычная «политическая игра» и в худшем случае она может быть использована в будущем как возможный рычаг давления на официальный Баку.
Как передает AZE.az со ссылкой на Axar.az, но выводы других, более серьезных политиков, политологов или аналитиков сильно отличаются от подобных оценок. Они считают, что своей необдуманной политикой Париж лишь забил последний гвоздь в крышку гроба Минской группы, которая в течение 27 лет не смогла сделать хотя бы один существенный шаг в направлении разрешения конфликта. За нее это сделал сам Баку в политической связке с Москвой и Анкарой.
Надо заметить, что стороны уже преодолели самый сложный этап процесса: освобождены почти все оккупированные территории. Но все же кое-какие вопросы остаются, и один из них касается будущего Минской группы, особенно ее института сопредседателей.
В последнем трехстороннем соглашении об этом ничего не говорится. Но предметы для политических спекуляций остаются, т.к. некоторые зарубежные эксперты (среди них немало авторитетных!) считают, что освобождение оккупированных районов является всего лишь одним этапом процесса, даже в какой-то степени предисловием к более серьезным и субстантивным дипломатическим переговорам.
Дело в том, что, например, пока остается открытым вопрос о юридической идентификации армян, которые продолжат жить в Нагорном Карабахе. Тут возможны три сценария.
Первый: армяне сохраняют конституционно-правовые отношения с Арменией.
Второй: они переходят под юридический зонтик России.
Третий: карабахские армяне постепенно восстанавливают прежние юридические связи с Азербайджаном и включаются в его конституционное поле.
Понятно, что первые два случая могут быть лишь временными, рано или поздно, возможно, даже в самые короткие сроки Азербайджан начнет реализовать свой суверенитет и над территориями проживания армян, потому что целью Баку не было освобождение лишь некоторых оккупированных районов – нет, восстановление суверенитета для Азербайджана является тотальным процессом.
Неслучайно, что после успешных военных операций Баку даже ужесточил свои прежние требования, заявив, что о статусе НКАО не может идти речи, не будет никаких референдумов касательно этого вопроса.
Но пока завершается лишь первый этап процесса. Не исключено, что в будущем будут какие-то коррективы или уточнения в процессе и даже начнется очередной дипломатический сериал для определения якобы юридического статуса армян, проживающих на территории Азербайджана.
Но не стоит забывать, что диктующими сторонами является на этот раз Азербайджан и Турция. Степень участия последней также зависит в большей степени от желания Азербайджана. Хотя Россия, ее дипломаты каждый раз напоминают нам старые шаблоны – мол, Турция может включиться в процесс только с согласия обеих сторон.
Между тем всем понятно, даже уже очевидно, что это вовсе не так: Азербайджан тоже может и, самое главное, имеет право требовать для себя определенные гарантии, и одной из них может стать более тесное включение Анкары в процесс разрешения конфликта.
Понятно, что этого не желает не только Ереван, но и даже сама Москва. Но и они должны учитывать такое обстоятельства, что уже нет прежних «реалий», они существенно изменились в пользу Азербайджана, и теперь Баку имеет право пересмотреть не только весь спектр прежних требований армян и даже собственных обещаний в этом контексте, но и существующие дипломатические формулы для дальнейшего разрешения конфликта…