Отношения между Израилем и Турцией могут оказаться на грани прорыва, советник президента Турции подтвердил, что дипломатические отношения могут быть восстановлены к марту.
Отношения между когда-то близкими союзниками практически рухнули, когда Турция отозвала своего посла в 2017 году на фоне эскалации напряженности, сообщает Voice of America.
«Если Израиль сделает один шаг, Турция может сделать два шага», – сказал советник президента Турции по иностранным делам Месут Касин, имея в виду продолжающиеся переговоры с Израилем. «Если мы увидим зеленый свет, Турция снова откроет посольство и вернет посла. Может быть, в марте мы снова сможем полностью восстановить дипломатические отношения. Почему бы и нет. Установление мира и безопасности очень важно для Израиля и Турции. После с «Мави Мармара» мы не хотим еще одного инцидента с Израилем», – добавил Касин.
«Мави Мармара» было самым большим из шести судов флотилии, направлявшейся в Газу, перевозившей гуманитарную помощь для палестинцев еще в 2010 году. Израильские силы взяли судно штурмом, убив девять граждан Турции.
С тех пор турецко-израильские отношения так и не восстановились полностью, несмотря на интенсивные посреднические усилия США по восстановлению связей между двумя своими ключевыми региональными союзниками.
Решение президента США Дональда Трампа признать Иерусалим столицей Израиля и подавление израильскими силами безопасности протестов палестинцев привели к тому, что Турция и Израиль отозвали своих послов.
Касин признал, что избрание Джо Байдена президентом США стало толчком к усилиям по восстановлению отношений. «У Байдена есть новые перспективы; многое изменится», – сказал он.
Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган поддерживал тесные отношения с Трампом, но, по прогнозам, президентство Байдена будет более сложной задачей для Анкары.
«Ожидается, что турецко-американские отношения вступят в тяжелый период, по крайней мере, в краткосрочной перспективе, учитывая чувствительность администрации Байдена к вопросам демократии и прав человека», – сказала аналитик по турецко-израильским делам Селин Наси.
«Учитывая антитурецкие настроения в Конгрессе США, Турция может надеяться, что Израиль сможет нейтрализовать оппозицию и помочь Турции снова завоевать расположение Вашингтона», – добавила она.
Турция и Израиль нашли общий язык в последнее время в ходе недавнего конфликта между Арменией и Азербайджаном из-за Нагорного Карабаха. Израильские и турецкие беспилотники и разведывательная поддержка двух стран сыграли решающую роль в победе Азербайджана.
«Труднее понять мотивацию Израиля [в улучшении отношений с Турцией], – сказала Наси, – Хотя Турция и Израиль имеют общие интересы на Ближнем Востоке, особенно с точки зрения ослабления силы и влияния Ирана».
Советник президента Турции Касин утверждает, что Израилю многое выиграет от нормализации отношений. «Турция закупила много оружия у Израиля. Мы можем снова делать это. Оборонная промышленность Турции и Израиля может развиваться совместно».
Значительным последствием напряженности в Израиле и Турции является то, что Израиль вступает в союз с региональными соперниками Турции, Египтом и Грецией. Три страны развивают сотрудничество, основанное на энергетике и обороне, что, по мнению наблюдателей, является реакцией на все более твердую позицию Турции в регионе.
Аналитики предполагают, что Израиль, вероятно, будет осторожен, чтобы не поставить под угрозу свои углубляющиеся связи с Египтом и Грецией. Потенциально более серьезным камнем преткновения на пути израильско-турецкого сближения является поддержка Анкарой Братьев-мусульман и ХАМАС.
Профессор международных отношений Хусейн Багчи из Ближневосточного технического университета Анкары предполагает, что Турция готова пойти на уступки. «Анкара уменьшит свою поддержку», – сказал Багчи.
Но в конечном итоге любое улучшение отношений потребует преодоления враждебности между Эрдоганом и премьер-министром Израиля Биньямином Нетаньяху. Оба лидера регулярно обмениваются оскорблениями, что, по мнению наблюдателей, хорошо сочетается с их электоральной базой. Аналитики говорят, что, учитывая, что в Израиле, скорее всего, будут новые выборы, маловероятно, что будет объявлено о каком-либо прорыве до ожидаемых результатов.